Истории

Петербургский производитель может халтурить - чиновники его защитят

Каждый день в петербургское управление потребнадзора поступает порядка 30 жалоб от петербуржцев. Все они хотят наказать недобросовестных продавцов или производителей некачественного товара. Но получается это у них с большим трудом - городские чиновники боятся разоблачать петербургского производителя.

 

Об этом «Моему району» сообщила председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга Галина Козловская. – Заграничного или хотя бы столичного – сколько угодно, а рыть яму под соседа у них не получается. Кроме того, наши полицейские еще менее охотно привлекают к ответственности бракоделов и недобросовестных продавцов, несмотря на явное наличие административного правонарушения. Вот и выходит, что питерский потребитель оказывается один на один с продавцом, и помочь ему могут только юристы, нанятые за свои деньги. А ведь Закону о правах потребителей уже стукнуло 20 лет – достаточный срок, чтобы научиться хорошо работать.

Впрочем, сами чиновники с обвинением не согласны. По их словам, питерские фирмы штрафуются очень даже активно. А западные производители знают это и все равно хотят строить в городе свои заводы, чтобы лично контролировать качество продукции. Например, один крупный производитель подгузников собирается развернуть в Петербурге производство – как раз потому, что устал от жалоб на его продукцию, а жалуются-то, в основном, на подделки.

А санкции с этого года выросли колоссально. Например, нарушение изготовителем или продавцом требования технического регламента карается штрафом от 300 тысяч до миллиона. Сюда же относится нарушение требований к маркировке. Первыми под действие этой статьи должны попасть производители и продавцы биологически активных добавок. «Это настоящий бич нашего города, - пожаловалась заместитель начальника отдела надзора за питанием Роспотребнадзора Вероника Тыльчинская. – Может, они и приносят пользу, но зачем их продают по цене, стократно превышающей реальную? Но БАДами занимаются, в основном, коробейники. Зато за прошлый год мы привлекли к ответственности 6 торговых сетей, которые торговали продуктами без донесения до потребителя нужной информации. Ну, например, не указывали, что в молоке животные жиры заменялись растительными. Представляете, сгущенка с содержанием животного жира в количестве 1 процента?! И это у нас продавалось».

Потребительская культура петербуржцев растет на глазах. За 20 лет существования Закона о правах потребителей Роспотребнадзор ни разу не собирал такого урожая жалоб как в 2011 году – 11164. Для сравнению: в 2005 году их было только 624. Средний петербургский жалобщик помолодел (сейчас жалуются, в основном, люди 25-30 лет), стал более дотошным и не стесняется подавать жалобу из-за куска колбасы. Он также освоил интернет и культуру составления жалоб, так что теперь львиная их доля поступает чиновникам по электронной почте. Жаль только, образец некачественного товара по почте не пошлешь. Да и не надо направлять его чиновникам – а сразу на экспертизу. В Роспотребнадзор – только ее результат, а также свою грустную историю: описание бесплотных попыток по извлечению денег с недобросовестного продавца. Если продавец – это реальное юрлицо, а не эфемерный интернет-магазин.

Если год назад представители Роспотребнадзора сетовали, что не могут составить единую базу данных плохих производителей, продавцов и ремонтных сервисов, то теперь необходимость в ней отпала. «Зачем ставить сразу клеймо на всю фирму? - говорит Галина Герцева. – В первый год она, может, и плохо работала, зато потом – все лучше и лучше. К тому же в интернете можно найти уйму отзывов о магазинах и товарах без всякой специализированной базы. (Например, на сайте spb.yell.ru, то есть «желтые страницы» теперь тоже можно печатать отзывы, - МР). Правда вот интернет-магазины стали с каждым годом собирать все больше жалоб, а они так хитро регистрируются, что бывает и концов не найти. Самая распространенная уловка: это реклама очень дешевых товаров, например, мобильных телефонов за 100-200 рублей. Объявление появляется на сайте, а потом бесследно пропадает. Покупателей же завлекают дешевой продукцией, некоторых даже заставляют делать предоплату. Потом выясняется, что телефон продается за реальную стоимость, которая в 10 раз больше. А потерпевший не может доказать, что реклама была недобросовестная.»

По словам представительницы Роспотребнадзора, 60 процентов поданных жалоб касается услуг: это и обслуживание в ресторанах, и ремонт в автосервисах, а 40 процентов относится к товарам, из которых на первом месте (11 процентов) – еда.

«Новых трендов в обмане потребителей пока не выявлено, - сообщила глава Общества потребителей Галина Козловская. – Разве что банкротство турфирм, после которого выяснилось, что хваленая страховка от невыезда вообще-то туриста не спасает. Страховку-то обычно покупают в той же турфирме, где брали путевку, и в той компании, которую посоветовал турагент. Так страховщик и банкротится одновременно с турагентом. Поэтому мой вам совет: страховаться от невыезда надо обязательно, но в какой-нибудь сторонней компании. А если вы едете всей семьей, скажем, втроем, значит, надо купить три полиса трех разных страховщиков. Кстати, я уверена, что туристы, заплатившие «Ланте» за поездку, но так и не улетевшие в свой Тайланд, своих денег обратно не получат. Да, туроператор получил ссуду в банке, но вся она ушла на вызволение застрявших за границей туристов, а не на новые туры».

Общество потребителей, возглавляемое Козловской, как и ФГУ «Тест-СПб», проводят экспертизы некачественных товаров, присылаемых обиженными потребителями. Правда, за деньги. Но у потребителя есть шанс отсудить или получить в досудебном соглашении все расходы.

- Но некоторые вещи мы делаем бесплатно, - заявила Козловская, - Например, совершенно бесплатно для миллионов петербуржцев мы отбились в прошлом году от 13-й квитанции, которую совершенно необоснованно навязали нам наши жилкомсервисы. Заставить граждан платить лишний раз за тепло только потому что зима была холодной, а жилагентствам партнеры не перечислили деньги – это все равно что идти на кражу на том основании что тебе, видите ли, приятель не вернул долг. Мы доказали это в суде, и люди автоматически получили свои деньги назад: кто-то 200 рублей, а кто-то четыре тысячи. А сейчас у нас новая война – с «Петроэлектросбытом». Дело в том, что у нас стали взимать по счетам огромные деньги с тех, у кого оказался неисправен или распломбирован электрический щиток. Мало ли, кто и зачем сорвал эту пломбу: щиток – на лестнице, где кто только не ходит. И он мог простоять без пломбы несколько лет, но электриков это не волновало. Пенсионерас, которые и из квартиры-то не выходят, невдомек, что там со щитком. Они узнают, что у них не все в порядке, только когда получают счета на 20 тысяч рублей. Мы, конечно, позовем на помощь антимонопольщиков, но пока суд да дело, они разорят десятки людей…

Впоследствии директор по  развитию ЗАО "Петроэлектросбыт" Евгений Новоселок дал свою оценку описанной ситуации:

- За нарушение сохранности пломбы у нас никого не штрафуют. Но если представитель компании видит, что пломба нарушена или что счетчик стоит, он считает расход, исходя из средних цифр потребления, которые были приняты правительством еще в 2009 году. Если в квартире проживает один человек и у него газовая плита, ему насчитают 121 киловатт-час в месяц, если электроплита - 205 киловатт-часов. Потом умножат на срок, который прошел с тех пор как электрик проводил последнюю поверку. Обычно это год, но может быть и три года, если в квартире живет какой-то маргинал-затворник, который никому не открывает двери. Очевидно, возмущенные граждане потребляют меньше или им кажется, что меньше. Поэтому удивляются, когда "ПЭС" насчитывает им большие суммы. Но что поделать? По закону, за сохранность счетчика отвечает квартировладелец. А сотрудник ПЭС просто раз в год проверяет его сохранность.
share
print