Истории

В Петербурге появятся инфопункты – уличные роботы-чиновники

Петербург решили сделать умным городом. Это означает: заменить людей компьютерами везде, где это возможно, поставить видеокамеры там, где нельзя, усадить консьержа, и главное – обучить граждан пользоваться интернет-приемными. По задумке сотрудников Комитета по информатизации, электронное правительство сократит очереди в чиновничьи кабинеты или сделает их более комфортными. Другие функции «умного города» – экономию энергоресурсов, безопасность, удобное транспортное сообщение – чиновники оставили на потом.

– Хорошо создавать умный город в Арабских Эмиратах, – отметил глава Комитета по информатизации Александр Демидов. – Там на нефтяные деньги строят целый город в пустыне и сразу – по последнему слову техники. А у нас полным-полно старых зданий, которые нельзя перестраивать. И много пожилых людей, которые никак не научатся жить по-новому. Наша задача – их научить.

Благодаря многофункциональным центрам, которых в городе уже 35, любой горожанин получает упрощенный доступ к множеству услуг. Например, оформить компенсацию на оплату услуг ЖКХ. Или пособие на ребенка. Получить лицензию или патент. Теперь не обязательно ехать в районную администрацию, а можно отправить заявление по электронной почте или оформить его в МФЦ, которых примерно по два в каждом районе. Второй вариант с визитом в МФЦ пока более предпочтительный, потому что электронное общение подразумевает наличие электронной подписи физического лица.

Как известно, лишенные компьютера пенсионеры могут пользоваться им на почте. А если до почты далеко, а компьютерный клуб вреден для здоровья, потому что там накурено? Для них Комитет по информатизации соорудил инфопункты. Это такой сенсорный экран с трубкой и клавиатурой. Как обещают разработчики, инфопункт будет современным аналогом телефонной кабины. Зашел, открыл нужную страницу, прочитал нужные правила или закон – например, как оформить «ветерана труда», – все, в собес идти не надо. Аппарат даже дает возможность распечатать нужные страницы. Но уже за деньги. Кстати, для гостей города он тоже будет полезен, потому что в нем будет содержаться информация: как дойти до ближайшей аптеки, музея или кинотеатра.

Всего в 35 стационарных мультифункциональных центрах и в трех мобильных – на колесах, которые будут работать в пригородах, – открыто 609 рабочих окон. Здесь оказывают 164 услуги. И за год ими воспользовались 1,4 миллиона петербуржцев. В основном от 25 до 40 лет. 

Все это очень завлекающе звучит. Но, к сожалению, киберправительство не способно решить другие насущные проблемы. Например, система электронной записи в поликлиники до сих пор работает лишь в избранных районах. Между тем средний российский гражданин может годами избегать общения с сотрудниками администрации, но без врачебной помощи и полиции (той же ГИБДД) он не проживет. А медицина и полиция до сих пор работают по старинке. Сколько бы денег ни получал Комитет по информатизации и связи, он не может финансировать из своих средств дежурную часть ГУВД и регистратуры поликлиник. Вот и получается, что средний гражданин обеспечивается комфортной и удобной связью с не нужными ему аппаратчиками из районной администрации, а более насущные проблемы оказываются не решены.

– Чтобы вмешаться в работу полиции, потребуется перекраивать несколько серьезных законов, – отметил Демидов в ответ на жалобу «Моего района» о том, что дозвониться в полицию по телефону 112 становится все труднее. Как известно, в дежурной части ГУВД хронический недобор сотрудников, поэтому на дозвон уходит порой до 20 минут. Хорошо если просто ГИБДД на аварию нужно вызвать, а если прямо на глазах у звонящего человека убивают?

Проблему дозвона серьезно оценил глава Фрунзенского района Терентий Мещеряков. Он предложил осторожным гражданам сразу две идеи для сохранения спокойствия. Устанавливать видеокамеры над входом в подъезд – как правило, воры и грабители, увидев камеру, уходят искать счастья в другом месте, а если все-таки идут на преступления, то их потом легко выявить. А во-вторых, на сайте администрации есть специальные сервисы для граждан с активной гражданской позицией. «Шумные соседи», «нелегальный мигрант», «несанкционированная торговля» и др. Конечно, вызвать немедленную помощь, если под окном кто-то тестирует автомагнитолу с сабвуфером, – не получится, зато можно жаловаться на систематические нарушения порядка. Только не анонимно. Кстати, на e-mail жалобщику в обязательном порядке должен поступить ответ о проделанной работе.

Фрунзенский район – флагман в области применения высоких технологий на государственной службе. Чего стоит идея Терентия Мещерякова обсуждать в социальной сети vkontakte.ru все идеи по распределению бюджета.

– В нашей группе в Контакте уже больше 10 тысяч человек, – отметил он. – И мы решили, что можно уже проводить голосование в Интернете. Например, если есть деньги, которые можно потратить или на строительство детского стадиона, или оздоровление парка, то почему бы не спросить самих жителей: как ими лучше распорядиться? Недавно Владимир Путин посоветовал внедрять различные формы референдумов при работе с гражданами, и мы это пожелание выполняем. 

share
print