Истории

Архитектурные проекты Петербурга, которые могли быть, но которых не будет

Петербург, которого не будет. Такое условное название можно дать выставке «Идеи для Петербурга», открывшейся в Лофт-проекте «Этажи». Впрочем, архитекторы, представившие здесь свои проекты, датированные 2000-2011 годами, еще не теряют надежды на их реализацию. Ну как может город обойтись без подземных парковок под главными городскими площадями? Без парковочных рядов над Обводным каналом, который ради таких целей сделают в два раза уже? И без гостиниц на месте бывших заводов — как же без них?

  • P1090582.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090573.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090574.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090580.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090581.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090595.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090583.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090584.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090585.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090587.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090589.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090590.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090591.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090593.JPG

    Фото: Нина Астафьева

  • P1090594.JPG

    Фото: Нина Астафьева


 

В общем, можно хорошо представить, что было бы, если бы нашим архитекторам дали карт-бланш и миллионы.

В 2009 году студия «Интерколумниум» презентовала проект реконструкции университетского двора. Двор филологического факультета (Университетская набережная, 9/11) предлагалось сделать крытым, оборудовать несколько стеклянных коридоров… Менять вид фасада архитекторам, разумеется, запрещено, но двор видят только студенты и преподаватели. Проект не оценили. Зато сейчас он может обрести вторую жизнь, с учетом того что СПбГУ получил в пользование здания Академии тыла и транспорта. Теперь крытый двор может протянуться чуть не до Кадетской линии. Потребуется удобное сообщение между корпусами. Да мало ли что можно сделать для питерских студентов, если у архитекторов появятся деньги. Пока их, к сожалению, нет. Даже на первичную реконструкцию главного здания ВАТТ.

Вообще все представленные графики можно условно поделить на три группы: Искусство. Бизнес. Транспорт.

Так, транспорт – это не только парковки, но и морские причалы. Проект «Морского Фасада», сработанный петербургской «Студией 17» был отклонен в 2005 году, и разработкой будущего жилого и бизнес-микрорайона с пассажирским портом занималось архитектурное бюро «Генслер». «Но наши идеи были отменены, - прокомментировали историю архитекторы «Студии 17» . - То же, что предложил «Генслер», не имеет ничего общего с культурными и градостроительными традициями Петербурга. На наш взгляд, проект требует пересмотра. Пока еще не поздно.»

Зато схемы осваивания пространства под площадями: Сенной, Театральной и Восстания никак не тревожат небесную линию и культурное наследие, зато поражают своим размахом. Проект площади Восстания, представленный бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» заставил вспомнить известный стишок столетней давности: «На площади комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот, на обормоте шапка и т.д.». Во-первых, конечно, потому, что архитекторы изобразили на своем проекте не обелиск, а тот самый памятник Александру III. Куда денется обелиск, как к этому отнесутся ветераны и блокадники, зачем возвращать на площадь заведомо неудачный памятник Трубецкого и кому нужен такой монархизм – на эти вопросы бюро ответы не дает. Зато красиво расписывает, как освоят пространство под площадью.

На площади комод.

Под комодом пешеход.

Под пешеходом разворот.

Под ним товарооборот

А в самом низу – паркинг

Все так и обещают. Пешеходную зону и тоннель для проезда машин. Парковочные места и торговые площади. Планировалось углубиться под землю на 15 метров и вложить в реконструкцию 200 миллионов долларов. Инвесторов не нашлось.

По сравнению с Восстания, проект бюро «ВиПС» - паркинги  под Театральной и Сенной площадями – выглядит скромненько. Так, на Сенной предлагают загнать под землю остановки общественного транспорта, соединив их прямыми коридорами с тремя выходами метрополитена: «Сенной площадью», «Садовой» и «Спасской». Автобусы, трамваи и маршрутки будут проскакивать под площадью на глубине 10 метров. Частные автомобили – на шести. Там же будут места, чтобы их как-то парковать.

Вообще Сенную площадь мало кто из архитекторов обделяет своим вниманием. Чего стоит проект второго ТРЦ «Пик», как будто там мало одного. Самое занимательное в гипотетическом будущем «Пике» - это портреты кинозвезд высотой в несколько этажей, которые можно будет проецировать на здание с противоположной стороны площади. А в остальном – стеклянный параллелепипед. Эта форма зданий для нас так же привычна как для Египта пирамиды.  

Еще один вариант по извлечению из воздуха парковочных мест предлагал архитектор Александр Галашин. Это надстройка парковочных площадок прямо над руслом Обводного канала. Сейчас это неактуально: не так уж много вокруг бизнес-центров, но в будущем – очень даже возможно.

Искусство в перечне нереализованных проектов было представлено Театром песни Аллы Пугачевой. Проект вызвал нарекания со стороны критиков, хотя Театр планируют построить не в центре, а в новой части Васильевского острова, в устье Смоленки, точнее – над устьем, так что одна нога буквы П окажется на одном берегу, другая – на другом. Да, у советских градостроителей, строивших набережную и дома, включая знаменитый центр фирменной торговли, было другое видение. Впрочем, театр Пугачевой – это одна из последних идей, одобрение на его строительство Валентина Матвиенко дала в последний месяц своего правления. Так что проект вполне может быть реализован. Правда, Пугачева поддержала Прохорова… В общем, поживем – увидим.

Еще одна дань культурной столице – центр современной скульптуры в Александровском парке. Не тот мини-город, который открыли, отдали на откуп вандалам, а потом закрыли, а постоянный скульптурный парк. Для тех, кто любит повеселее и попроще, был разработан проект фонтанного ансамбля на Комсомольской площади. А почему нет? Жителям Кировского района обидно, что вот в Калининском районе и в Московском обустроили фонтанные площади на площадях Ленина и Московской, а они до сих пор живут без фонтанов. Ну и что с того, что упомянутые фонтаны построили, чтобы скрыть памятники Ленину, а на Комсомольской площади такого памятника нет, зато есть огромные рекламные вывески на крышах. С появлением фонтанов с красной, синей, зеленой подсветкой площадь преобразится. А ведь когда-то на ней собирались установить третьи в городе триумфальные ворота. В честь победы в Великой Отечественной войне.

Если спорт считать искусством, то сюда же, в эту категорию можно отнести проект яхт-клуба у парка «300-летия Петербурга» - пока ему ничего не мешает, кроме отсутствия денег. Впрочем, если в парке таки появится самый большой в городе православный храм, яхтсмены будут чувствовать себя неуютно.

Ну а самых молодых петербуржцев (не детей, которым вот-вот начнут делать новый зоопарк, а подростков), безусловно, заинтересует проект архитектора Михаила Бархина, задумавшего реконструировать ночные клубы в бомбоубежищах. Например, в том, что находится во дворе при стыке улиц Константина Заслонова и Воронежской. По задумке архитектора, прямо из подземного зала можно проложить лестницу в стеклянном кубе, которая будет вести… нет, не к домику, который пристроят сверху, а к парящему в воздухе зеленому дирижаблю: там будет второй зал клуба. То есть, конечно, он будет не парить, а стоять на ножках, но издалека не видно.

Конечно, дирижабль обязывает играть в клубе только Led zeppelin, но вряд ли диджеи на это пойдут.

Еще один проект того же архитектора по праву может считаться самым дешевым – но все равно труднореализуемым. Это дом на дебаркадере. Как, например, в Амстердаме. К сожалению, в чертеже не были обозначены коммуникации, без которых жить в доме как-то неуютно. Но, в конце концов, повсюду в мире можно увидеть разные варианты таких домов, и их жители как-то потребляют воду, ходят в уборную (чаще всего — в биотуалет) и жгут электричество. Значит, все это можно обеспечить и в России. По задумке Бархина, такими домами можно украсить набережные Средней Невки. Правда, взбунтуются обитатели элитных жилищных комплексов, чьи окна будут смотреть уже не на реку, а на водный дом. 

share
print