Истории

Что изменится в Петербурге, когда Путина выберут

Путин победит. Честно или нечестно — неважно. В первом или во втором туре — не суть. Владимир Чуров, сверкая очками, объявит результаты, наверху наступит затишье, а где-то в начале мая избранный президент Владимир Путин под грохот курантов и вой фанфар войдет в Андреевский зал, прочитает присягу, положа руку куда надо, и воцарится еще на 6 лет. Занавес. Но что от победы Путина изменится в Петербурге?

Неправда, что от перестановки чиновников в высоких кабинетах ничего не меняется здесь, внизу. Избрали, например, Андропова — и сразу ленинградцев начали ловить по баням и магазинам в рамках всесоюзной борьбы за трудовую дисциплину. Избрали, например, Николая Первого — всенародно, так сказать, избрали — и сразу на Сенатской площади расстреляли картечью пару сотен тогдашних агентов тогдашнего госдепа. Вот и выборы Путина тоже повлекут какие-то изменения. Но только хорошие.

"Мгновенно ничего не изменится, — говорит Владимир Васильев, ректор ИТМО и член предвыборного штаба Путина в Петербурге. — Любые быстрые изменения — не во благо, а во вред. Все должно созреть. Когда хотят всего очень быстро — известно, куда такая дорога ведет. А в перспективе — безусловно. Все потихоньку движется. Наш город станет городом, который начнет продвигаться именно для жителей. Будет определен именно для жителей комплекс мероприятий. В соответстви с концепцией. Будет позиционирован Петербург как мировой центр - мировой лидер в инновациях, в городском управлении, экологии и так далее. Как многие мегаполисы Европы. Но основная идея — в том, что город будет работать на жителей города. Я жду позитивных изменений, которые будут прооисходить постоянно".

Если вы так оппозиционны, что сразу "проматываете" мнение сторонников Путина, суть этой интересной речи можно изложить в двух словах: все будет хорошо и мы станем "более лучше одеваться". Еще лаконичней это сформулировал другой член путинского штаба, народный артист Николай Буров.

"Я надесь, что ничто не изменится к худшему. Это важнее. У нас все достаточно стабильно. Мы живем в развитии вперед и вверх. Ничего сверхнеобычного я не вижу. Я бы хотел только продолжения движения!"

Что ж, движение продолжится, и даже никто не попадет под колеса. Конечно, между Путиным и Медведевым есть некие трения - хотя бы на тему того, кто патронирует протеже и кто ставит ставленников. Но вряд ли сразу после выборов в Петербурге начнут менять верных медведевцев на верных путинцев.

"Ничего не изменится, - говорит политолог Григорий Голосов. - Все назначения были сделаны в отвественный момент, накануне думских выборов, и если уж на этих людей возложили ответственность, снимать их не будут. Если, конечно, Путин получит в Петербурге хороший результат. Для него хороший — 50 процентов, но это уж как в избрательных комиссиях постараются. Митинги в любом случае будут, но они будут касаться не внутренних петербургских вопросов, и их ждет успех или неуспех в общенациональном контексте. Хотя Петербург тоже важен".

Представим утро 5 марта. Понедельник. Результаты объявлены. После вчерашнего голова трещит. Выйдут люди протестовать? Вряд ли. Но вот 11 марта точно соберется тысяч десять, а то и побольше. А потом 18. И так далее. Вот что будет в Петербуге в марте. Повторение декабря. Только на новом уровне.

"Я думаю, нет никакой петербургской специфики, - говорит петербургский политолог Владимир Гельман. - События в городе отразят общероссийские тенденции. Предполагаю, что будет значительное недовольство результатами выборов. Власти попытаются убедить общество, что результат не фальсифицирован. Если властям это не удастся, протесты продолжатся. Это будет серьезная дестабилизация. Но я не верю, что Путин возьмет и уйдет добровольно. Нас ждет нечто сходное с тем, что было в конце 80-х, когда общество все решительней выражало протест. Сдуются ли митинги? Это зависит от реакции властей. Если Путин и компания займут круговую оборону — мы сами по себе, а вы все агенты госдепа — это вызовет только усиление протестных настроений и распространение их все дальше. А если власти пойдут на реальные политические изменения, тогда есть надежда. Но только чтобы это не было фикцией, типа "президенсткого фильтра" на выборах губернатора, чтобы неправильных кандидатов отсеивать".

Надежда, что под тихим вежливым давлением власть одумается — любимая игрушка образованных людей. По себе меряют. Мы начали текст с исторических аналогий и закончим ими же. В 1905 году в массовых протестах участвовало 2 миллиона человек. Вот это было давление. Власти испугались первой русской революции, подготовили конституцию, выборы, заговорили о правах человека. Через два года оказалось, что и конституция, и Дума - фуфло, выражаясь современным языком. И понадобилось еще 10 лет, чтобы начались реальные изменения. Что ж, времена нынче другие, сейчас все происходит гораздо, гораздо быстрее.

share
print