Истории

В Минтрасе решили, что Петербург станет первым российским городом с платным въездом

Российский Минтранс обнародовал концепцию нового законопроекта «Об организации дорожного движения». В нем перечислены не только нынешние проблемы: пробки и т. п., но методы по извлечению профита. Речь идет в первую очередь о внедрении платного въезда в крупные города или их центральные районы. И петербуржцы окажутся первыми лабораторными собаками в этом эксперименте. Благодаря уникальному геополитическому положению и современной схеме улично-дорожной сети.

У чиновников имеется три способа наполнить казну за счет своих подданных, которым почему-то не сидится на месте. Платная парковка. Платный въезд в центр. Платные дороги. Первые два способа особенно хороши, потому что не требуют никаких вложений. Достаточно закупить за границей или изготовить самим несколько сотен паркоматов, оборудовать центральные улицы камерами, подключенными к системе распознавания номеров «Поток» - и можно начинать доение. Правда, сами представители Минтранса уверяют, что ни за какой выгодой они не гонятся, и все поборы имеют одну цель: сделать улицы проезжабельными за счет уменьшения количества частных автомобилей. Легковушки будут изгонять из центра как с помощью кнута — высоких налогов и сборов, так и посредством пряника — удобного общественного транспорта.

О своем намерении сделать платный въезд в центр города в декабре заявлял и Георгий Полтавченко. Как ни странно, он не навлек на себя шквал критики и проклятий, хотя транспортные аналитики неоднократно обещали: подобные заявления — самый верный способ разом растерять всю популярность. Наверное потому, что тут же дал оговорку: внедрять платный въезд можно только после строительства некой объездной дороги, открытия сквозного движения по Обводному, обустройства парковок-перехватчиков у всех станций метро, исключая центр. Понятно, что в ближайшие пять лет такую большую программу не выполнить. Зато ее можно скорректировать. Если, например, случится новый кризис.

Теоретически платный въезд в центр северной столицы может заработать уже лет через десять. Тем, кто сейчас подыскивает себе недвижимость, стоит это учесть. Что касается платной парковки, то ее обещали запустить уже в этом году, правда, в тестовом режиме. Законодательную базу уже подготовили. В ней нет никаких поблажек для тех, кто живет в центре и паркует машину на проезжей части. Если нет возможности ставить авто в паркинге или во дворе, значит — уезжай из центра или пересаживайся на метро.

 

Где могут появиться камеры въезда:

Мосты: Ушаковский, Кантемировский, Гренадерский, Большой Сампсониевский, Литейный, Блоьшеохтинский, Александра Невского, Шлиссельбургский, Ново-Каменный, Ново-Московский, Старо-Калинкин.

Елена Ногова, доцент Кафедры организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СпбГАСУ рассказала, как все это будет происходить в Петербурге.

- Скорее всего, у нас используют стокгольмский опыт. И начнут с Питера, потому что он, как и Стокгольм, расположен на островах, и центр имеет четкую границу. Шлагбаумы в городе, конечно, не поставят, а оснастят улицы видеокамерами, как в Турине или Стокгольме. Возьмем, к примеру, мост Александра Невского. 4 ряда – 8 камер, чтобы считывать и передний, и задний номера. А еще яркие фонари, чтобы номера было видно и ночью. И так на всех мостах и ведущих в центр магистралях – их что-то около дюжины, если считать платной зоной 4 центральных района. Затем всем автолюбителям бесплатно раздадут коробочки с электронным передатчиком - транспондером. Машина приближается к «въезду», передатчик посылает импульс: проезд оплачен. Пополнить баланс можно на заправке или в продуктовом магазине, в общем, это не проблема. Камера фиксирует номер только если этот сигнал не прозвучал. Можно и задним числом заплатить, но быстро. Если в течение 48 часов после въезда в центр автовладелец не пополнил баланс, ему уже идут штрафы и пени. А за ними приходят приставы.

Итак, первая беда Петербурга — это его островное расположение. Вторая — его относительная провинциальность. Здесь меньше приезжих, а больше тех, кто живет в соответствии с пропиской. А продвинутые полицейские знают список «резиновых квартир» чуть ли не наизусть. Короче, скрыться от возмездия труднее, чем в Москве. Дело в том, что квитанцию мало выписать — по ней надо еще и получить деньги. В том же Стокгольме машины иностранными номерами могут ездить бесплатно. В остальном — хорошо работает полиция и приставы, для которых найти человека, проживающего в этом городе, не проблема.

- Шведы, например, вносили поправки не только в административный кодекс, но в закон о налогообложении. Они приравняли неоплаченный въезд в центр Стокгольма к уклонению от уплаты налогов, а это очень серьезное правонарушение. Одна такая судимость – и уже не устроиться на хорошую работу, не взять кредит, не усыновить ребенка. А у нас приставы не могут даже штрафы ГИБДД взимать, на один взысканный приходится 10 прощеных, - комментирует Елена Ногова.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин уверяет, что умно построенная система взимания пошлин сама вынудит автовладельца не прятаться от квитанций, а стремиться к тому, чтобы они поступали наиболее оперативно. Иначе — пени, закрытые границы и т. п.

- На Западе автомобильный номер «привязан» не к куску железа, а к конкретному человеку — автовладельцу. Поэтому различные увертки типа: за рулем был не я, а племянник, не прокатят. И в дорожной службе есть досье по каждому номеру, кроме иностранцев: фамилия владельца, его адрес проживания, его координаты, которые он сам пожелал предоставить дорожной службе, это может быть e-mail,мобильный телефон, skype, все, что угодно. И ответственность за то, что послание не дошло, несет тот, кто оставил о себе эти контактные данные. Камера сканирует номера мимо идущих машин, тут же компьютер пробивает их по базе, узнает, за каким SIN (social identification number, это аналог нашего ИНН) закреплена машина, и оплатил ли обладатель этого SIN въезд в центр. Дальше у него спишут энную сумму с карточки. Там же, в этой базе, есть сведения о возможных льготах: если автовладелец инвалид, пенсионер или у него экологически чистый гибридный или электромобиль. Но сам я категорически против внедрения платного въезда в центр минуя стадию повсеместной платной парковки. Будет очень жаль, если чиновники не прислушаются.

Самое обидное, в России будут внедрять ту систему, которая на Западе признана порядком устаревшей. К услугам российских чиновников — уникальные разработки западных ученых, программистов, экономистов. Так, одна из них - cистема pay as you go tax – ныне успешно осваивается в Голландии. Она может заменить разом транспортный налог, всевозможные экологические сборы, плату за парковку, плату за въезд... Это обычный GPS-модуль, отслеживающий передвижения и умножающий километраж на соответствующие коэффициенты: столица, город, пригород, шоссе. Но неужели в России приживется GPS-примочка, когда весь транспорт добровольно и с песней подключают к ГЛОНАСС?

share
print