Истории

Новый Орлеан: человек против урагана и государства

Редактор газеты «Мой район» Надежда Куликова пишет короткие заметки из Америки, куда уехала на месяц в командировку. Сегодня она рассказывает, о том, как простые новоорлеанцы вывели на чистую воду правительство, не защитившее их от Катрины.

Вода стояла в городе две недели. Дома были затоплены на 2-3 метра. Весь Новый Орлеан жил одной бедой, которую принес ураган Катрина. Жизнь людей четко разделилась на две части: до и после прорыва дамбы. До сих пор – через 6 лет после трагедии – Новый Орлеан восстанавливается. И жизнь в нем навсегда стала другой.

УДАР. Никто не ждал беды – ничего подобного раньше не случалось, а власти даже не намекали о возможной опасности. Потому и эвакуироваться захотели не все. Большинство пожилых людей не покинули своих домов. Они стали первыми и самыми массовыми жертвами Катрины. Восточную часть Нового Орлеана практически смыло водой. Уносило не то что людей, а целые мосты.
В первые дни после Катрины вместо обычного вопроса при встрече «Как дела?» жители интересовались: «Ну сколько у тебя воды в доме?» «У меня 6 футов (2 метра)», «А мне повезло, у меня всего лишь полметра» - обычный разговор. Но Катрина сплотила людей. Они начали бороться с бедой и ее причинами вместе.

ПРИЧИНА. Новоорлеанцы рассказали всей Америке правду о трагедии. Сам ураган не нанес большого ущерба городу. Жизни людей забрала вода, которая ворвалась в город из-за прорыва дамбы. А строительство дамбы вели инженерные войска, которые подчиняются федеральному правительству. Официальная версия властей звучала как обвинение местным чиновникам и самим жителям, которые по глупости строят дома и живут в опасном месте.

Санди Розенталь до Катрины была обычной домохозяйкой. Беда, случившаяся с городом, сделала ее борцом с ложью и безответственностью чиновников. 

Местные в один голос утверждают, что смерти людей – на совести федералов. «Халатность в сооружении дамбы, за которое ответственны федеральные власти – вот истинная причина бедствия, - говорит Санди Розенталь (Sandy Rosenthal), которая сразу после трагедии вместе с 15-летним сыном организовала сообщество, посвященное расследованию «дела Катрины». – Дамба, если бы она была построена по правильной технологии, должна была выдержать напор воды. Мой дом не затопило, но я потеряла свой город, я видела, как его покидают мои друзья, я чувствовала боль за смерти моих земляков». Сама Санди – из рода отчаянных домохозяек. До Катрины она дрессировала двух домашних собачек и занималась йогой – вот и все заботы. Дети выросли, богатый дом, необходимости работы нет. Но все изменилось.

РАССЛЕДОВАНИЯ. Она с соратниками начала «копать» и выяснила, как правительство расследует причины наводнения. Оказалось, что аудит по дамбе проводило общество гражданских офицеров – его выбрало само правительство и напрямую заплатило обществу 1 миллион долларов. Понятно, что прикормленные эксперты дали соответствующую официальной точки зрения оценку.

Активисты сняли ролик на эту тему, роли исполнили обычные школьники. Пародию на правительство, которое так недостойно себя ведет, выложили на youtube и она вмиг облетела Америку, а школьники из ролика проснулись на следующий день знаменитыми. Из настоящих знаменитостей идею рассказать всей Америке правду о причинах бедствия поддержал актер Джон Гудмен, который живет с семьей в богатом квартале Нового Орлеана. Он снялся в одном из роликов бесплатно.

Через полгода Санди уличила руководство инженерных войск в том, что те потратили 5 миллионов долларов, заказав трехмесячную пиар-кампанию по спасению своей подмоченной репутации. И даже хвалились в отчетах, что им удалось добиться лояльности СМИ и населения за государственный счет. Этот факт затем осветили центральные каналы Америки.

Сейчас в судах идут разбирательства по двум фактам преступной халатности в сооружении дамбы. Инженерные войска подали апелляцию, так что решение огласят не ранее 2013 года. И сейчас Санди добивается официального извинения от властей и признания ответственности за трагедию. Конечно, не обошлось без давления. В адрес Санди поступали угрозы, на нее хотели подать в суд. Но находились адвокаты, которые готовы были защищать ее в суде бесплатно.

Сейчас в городе все ее знают, и она может запросто позвонить сенатору города. Они создали общественный совет, который контролировал работу инженерных войск по строительству новых защитных сооружений.

ПЕРЕМЕНЫ. На их сооружение было потрачено 17 миллиардов долларов. Люди верят, что на этот раз они сделаны добросовестно. Однако не торопятся возвращаться в любимый город. Только три четверти населения сейчас живет здесь по сравнению с тем, что было до Катрины. 700 тысяч человек навсегда покинули Новый Орлеан.

До сих пор в районе бедствия остаются целые кварталы-пустыри без домов, а многие магазины остаются такими.

  • Новый Орлеан – город, в котором живут поколениями. Жители – фанаты своего города, но после Катрины 700 тысяч человек его навсегда покинули.
  • Брэд Питт (у него с женой дом во Французском квартале – исторической части Нового Орлеана, которая почти не пострадала) активно помогал восстанавливать Новый Орлеан. Создал фонд помощи.
  • Волонтеры со всей Америки и даже мира приезжали в Новый Орлеан на несколько месяцев и работали за еду на стройках

БЛОГЕРЫ-ДЕТЕКТИВЫ. Катрина подтолкнула к созданию расследовательского блога «Американский Зомби» и Джейсона Берри (Jason Berry) – он потерял дом, два года боролся со страховой компанией и видел, как чиновники «насилуют» город, говорит он. Он начал писать о коррупции – о том, как распределялись деньги, выделенные на восстановление Нового Орлена и большая часть ушла не по назначению. Он считает, что дефект в конструкции шлюзов, их аварийное состояние – это и есть вина корруппированных чиновников и инженерных войск, которые были обязаны построить насыпи, которые бы выдержали ураган. Бывший мэр сейчас под следствием.

Появился еще один блог расследований The Lens (объектив) – он начался с рассказа об одном доме, который отдали под снос после Катрины. Выяснилось, что подрядчик, которому переводят деньги, ничего не делает. Это стало общенациональной новостью. Тогда блогеры стали отслеживать все финансовые потоки. Так появился этот блог, посвященный финансовым махинациям.

А местная газета ежедневная Таймс Пикейн (Times-Picayune) получила Пулитцеровскую премию за освещение событий, связанных с Катриной. На их сайт заходило 8 миллионов читателей в день в это время. И все читали их, а не федеральные СМИ.

ЗНАКОМО? Многие жители столкнулись со сложностями при получении страховых компенсаций. Не все могли доказать право собственности – например, когда в доме жили много поколений, и владельцем по бумагам оказывался давно умерший прадедушка.

Еще одна проблема – когда восстанавливали разрушенный город, образовалось много фирм-мошенников по ремонту – брали деньги и уезжали. Поэтому люди стали обращаться только к фирмам с лицензиями, и выстраивались очереди на ремонт – ждали по несколько месяцев, переезжали на это время в другой штат. Многие так потом и не вернулись.

Первыми отстроились банки – у них всегда есть деньги. И богатые люди вернулись и отстроились – они могли себе это позволить. Бедные уехали по большей части. Дома было не спасти – соленая вода все разъела, надо было сносить строение и строить заново.

До сих пор идут суды по расизму – выяснилось, что полицейские во время Катрины в первую очередь открывали для проезда и расчищали улицы, где жили белые. До Катрины в Новом Орлеане 80 процентов населения составляли чернокожие (. Сейчас процент изменился.

 

share
print