Истории

7 веков российской демократии

Многотысячные митинги называют зарождением – и снова здорово! - российской демократии. Скептики же утверждают, что русскому народу нужен только авторитарный лидер, а демократия чужда. Но давайте вспомним российскую цивилизацию под названием «Новгородская республика», которая существовала именно на нашей земле больше 7 веков.

В Великом Новгороде не существовало крепостного права, на вече приходили как бояре, так и черный люд, а женщины владели землей, вели дела и выступали в суде наравне с мужчинами. Все мифы о том, что русский народ забит, дремуч и легко управляем, разбиваются в пух и прах, когда начинаешь знакомиться с культурой и укладом Великого Новгорода.

Многие историки пишут о том, что это и было то золотое время и место русского народа, которое искал Некрасов, вопрошая «Кому на Руси жить хорошо?».

"Широка страна моя родная..."

Древнейшие упоминание о Новгороде, как об уже существующем, содержится в летописи под 859 годом. Земли Новгородской республики простирались от Балтийского моря на западе до Уральских гор (!) на востоке и от Белого моря на севере до верховьев Волги и Западной Двины на юге.

Половина всех посевов была выделена под рожь (единственную озимую культуру). Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо, овёс, пшеница. Было распространено огородничество. В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов, среди них выплавка железа, солеварение, жемчужный промысел, медовый.

К XIII веку в Новгороде уже существовала слаженная политическая система. Еще в начале XI века Ярослав Мудрый, отказавшись платить дань Киеву, даровал Новгороду особые грамоты о независимости. Впоследствии все князья давали клятвы на этих грамотах, обязуясь не нарушать вольности новгородцев.

Князю - князево

В 1136 году новгородцы подняли восстание и еще более ограничили князей в правах. «Вольность в князьях» объявляла возможность назначать и смещать князя по своему желанию.

Князья были лишены права раздавать волости, владеть собственностью на территории новгородской земли (!), судить жителей Новгорода, давать особые преимущества (иммунитеты), даже охотиться вне определенной зоны поблизости от города. Были ограничены и доходы князей.

Княжеский двор был выселен из города на Рюриково городище, чтобы нельзя было захватить власть военной силой.

Каждый «конец» - так называлась земля в удельно-вечевой федерации, составлял сам по себе независимое целое. Жители назывались кончане. Каждый конец выражал себя своей корпорацией, во время переговоров с чужеземцами посылал от себя депутатов.

Внутри конец имел свое управление, свое делопроизводство, свои собрания. Не только конец, но и улица, составляя часть конца, имела значение самобытной корпорации. Жители улицы – уличане - имели свое управление, выбирали своих улицких старост и являлись в общественных делах как члены сознательно признаваемого общества.

Под звон колоколов

Вся автономия Великого Новгорода опиралась на вече — народное собрание. На вече были представлены все семьи города, а также пригороды и волости, то есть подчиненные города и земли. Формально вечу принадлежала вся власть в городе. Именно оно призывало князя и смещало его.

На нем выбирались градоначальник – посадник и тысяцкий (руководитель военной организации). Это означало введение в Новгороде демократического, республиканского государственного устройства.

В Новгороде любили музыку, были очень распространены гусли, варганы, гудки. Был скомороший театр. Кроме этого, в Древнем Новгороде были распространены настольные игры: шахматы, шашки, кости.

Созвать вече — значило представить дело на обсуждение народа, и потому всякий, кто считал себя вправе говорить пред народом, мог и созвать вече. Все граждане, как богатые, так и бедные, как бояре, так и черные люди, имели право быть на вече деятельными членами.

Правда, часто случалась и «разноголосица». Так, в 1342 году составилось два сборища, враждебные одно другому, так как одно было за, а другое против нового князя. Одно на Ярославовом дворе, другое на Софийском. И оба назывались вечами. Доходило и до драк, но тогда созывалось Большое вече.

Летописи сообщают о случаях противостояния аристократической «Софийской» и ремесленно-купеческой «Торговой» стороны, о собраниях разных либо территориально, либо социально объединенных новгородцев, со своими предложениями или требованиями.

В верховном новгородском суде обязательно должны были быть представлены «докладчики» - по боярину и по человеку с каждого новгородского конца. Всего 10 человек. Плюс два судьи.

Этот порядок имеет связь со старинным обычаем, записанным в одном из списков Русской Правды, что истец с ответчиком должны были идти на суд «перед двенадцать мужей». Это был обычай глубокой древности, принадлежавший всем славянским народам. Мне он напоминает суд присяжных.

Что погубило Новгородскую цивилизацию?

Великий Новгород во многом держался на доверии, честном слове и вере. Со временем власть все более переходила в руки боярской олигархии, нескольких наиболее богатых семей. Они благодаря подкупу бедняков часто могли управлять вечем, навязывать ему выгодные им решения. 

Но главная причина в другом. В 15-м, последнем веке своего существования, Новгородская республика оказалась стиснутой между Московским и Литовским государствами.

В 1471 году предстояло сделать выбор, в любом случае грозящий утратой суверенитета: Литва – то есть мир западный, или Москва – родственная, православная, но авторитарная. Москва страшила своей тяжелой княжеской дланью. А Литва в лице князя Казимира провозглашала полную самостоятельность собственников земель и большие привилегии городам.

Новгородцы выбрали Литву.

Иван III завоевал Новгород окончательно в 1478 году. В Москве конфликт был преподнесен как измена новгородцев и их отступление от православия. Московским воеводам приказано было «жечь и пленить, и в полон вести, и казнить без милости…».

Ученые-историки пишут, что новгородцы всегда обладали более развитым правосознанием, чем жители центральной России. Новгородцы были ближе к ценностям скандинавов, они же и призвали варяга Рюрика. Торговые отношения обогащали их новыми знаниями и веяниями, Новгород входил в число свободных городов Ганзейского союза.

Но новгородский вариант российской демократии был уничтожен. Еще примерно через 100 лет свободного крестьянина-общинника окончательно закуют в кандалы крепостничества.

share
print