Истории

Вся правда о нашем поколении

Поколения, рожденные с середины 1970-х годов - другие, физически и психически, считают ученые.

О загадочной 6-й расе, которая якобы приходит в этот мир, неся обновление и духовность, говорят астрологи и мистики. В США книги о детях индиго – представителях новой эры, стали появляться с 1999 года. Однако и в Петербурге есть ученые, правда, без всякой мистики, считающие, что поколения людей, рождающихся примерно с середины 1970-х годов, резко отличаются от своих предшественников.

Процесс, свидетелями которого мы являемся, получил название: «становление новой психосоматической нормы человека». На факультете социологии СПбГУ этой темой с конца 80-х годов прошлого столетия занимается Людмила Шишкина-Ярмоленко, доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии.

Систематические исследования в этой области Людмила начала в начале 90-х совместно с психологом Мариной Куртышевой. Они изучали ребят в детских садах и школах Красногвардейского и других районов города. Также проводились исследования и опросы молодежи в Петербурге, в Удмуртии, в селе Гостилицы Ленинградской области и других местах. Своими наблюдениями с исследователями делились учителя, родители.

Людмила Сергеевна - автор многих книг и статей в научных сборниках. Но главную роль в формировании концепции сыграло то, по её уверению, что она - мать троих детей. Именно конкретный жизненный опыт, связанный с воспитанием детей, с принятой диагностикой их здоровья, с проблемами, возникающими при лечении вроде бы обычных заболеваний, натолкнул её на осознание феномена новых детей и на необходимость серьёзных исследований в этой области.

- Людмила Сергеевна, что же все-таки в нас, рожденных после 1975 года, такого необычного?

-Начать нужно с истории развития сознания человека. Известно, что в традиционных обществах (например, в племенах Африки), человек живет в потоке жизни, согласуясь с ритмами и циклами природы и древними традициями рода, которые обеспечивают ему выживание.

Даже восприятие времени у такого человека не линейно – оно циклично. Просыпаясь утром, он начинает строить жизнь «от достигнутого».

А цивилизованный человек, вставая с постели, сразу думает о плане на день, на неделю, ищет средства для его выполнения и уж потом отправляется в путь. Он выстраивает жизнь по цели. Можно сказать, что цивилизованный человек рассматривает свою жизнь, как яблоко на ладони, отстраняясь от неё, чтобы лучше увидеть.

Такая позиция способствует развитию индивида, формированию его как личности с собственными взглядами на всё, что происходит. История человечества привела к тому, что мы стали обладать сильным индивидуальным сознанием и культурой, основанной на богатейшем опыте многих поколений.

Но вот что наблюдается сейчас у молодёжи: развитое индивидуальное сознание есть, а культурный опыт предков в том виде, как наследовали его мы, вам уже не нужен, вы его не воспринимаете!

Мы, люди старших поколений, усваивали культурные образцы и учились впрок. Читали книги, судили о красоте по лучшим произведениям искусства. Мы оценивали жизнь из виртуального мира культурных идей и стереотипов, не всегда совпадающих с её логикой.

А вы в отношении к жизни вернулись в ту же позицию, что и человек традиционного общества, позицию «в потоке творения», но теперь уже не на уровне рода, общества, коллективного бессознательного, а на уровне ощущений и чувств каждого человека, способного осознавать свою индивидуальность и выстраивать собственный образ мира.

Отсюда это стремление к естественному ходу жизни, без каких-либо навязанных культурных стереотипов, без долгосрочных целей. Жизнь не в прошлом, не в будущем, но в настоящем.

Вы и познаете мир – только через свой опыт, через пережитое «на своей шкуре». И только потом ищете в кладовых культуры сведения о том, что испытали, для подтверждения истинности и осмысления пройденного.

-Всегда удивлялась, как люди вашего поколения помнят стихотворения со школы, басни, песни…

-Да, мы жили в пространстве культуры! В культурном тексте. И воспринимали жизнь через его призму.

А ваша, естественная вообще-то для всего живого, позиция отличается ещё одной характерной чертой: предельно высоким уровнем чувствительности, или резонансности.

Марина Александровна Куртышева говорит о вас, что вы рождаетесь «без кожи», без привычных защитных механизмов. Например, зависимость от погоды (метеозависимость). В предыдущих поколениях это, в основном, удел стариков, а вы ощущаете на себе изменения давления и прочее с младенчества.

Вы умеете интуитивно многое улавливать. Например, вам что-то хотят сказать, а вы уже поняли. И язык ваш разговорный гораздо скупее, чем наш (именно поэтому, кстати, многие считают его бедным, не понимая, что происходит): в разговоре вы проговариваете основную мысль, а остальное ваш собеседник «прикидывает».

Это – один из важнейших механизмов резонанса внутри поколения. Нам «прикинуть», то есть понять другого без длинных его речей удаётся лишь в особых условиях.

Вы все гораздо более одарены творчески.

Но ваша чувствительность – это и уязвимость. Пожалуй, тяжелее всего пришлось людям, родившимся в семидесятые годы. Они были первыми представителями этой новой, только формирующейся ещё нормы (уже «без кожи», но и без опыта) и в самом сложном возрасте приняли на себя удар всех политических и экономических потрясений, коснувшихся каждой семьи.

Каков результат? Например, высокий уровень подростковых суицидов. Известно и то, что даже на грани 21 века медицинская статистика свидетельствовала о доминировании у детей и подростков неврологических заболеваний.

Повышенный уровень чувствительности отражается и на физическом здоровье детей. Довольно много ученых разделяют мнение, что высокий уровень распространённости аллергии связан с психическими факторами.

Например, на ребёнка накричали – у него приступ астмы. Когда-то мы писали на эту тему вместе с врачом-гомеопатом Марией Васильевной Гаевской.

-Людмила Сергеевна, вы говорите, что мы слишком чувствительны, мы стремимся к естественному потоку жизни, но в реальности-то живем по тем же правилам, что и вы. Учимся так же, работаем…

-В этом и состоит вся драма вашего поколения. Да, мы, не понимая ваших особенностей, вас «забиваем» своим подходом к жизни. Мы очень хорошо умеем перевоспитывать. Мы учим вас жить по-своему, логически, но вам это не слишком подходит.

Вам чего-то не хватает. Назревает внутренний конфликт. Кто-то смиряется, а кто-то ищет пути его преодоления, пытаясь понять себя. Разные пути, в том числе и маргинальные.

А кто-то внешне вписывается в систему наших требований, чтобы отстали. Знакомая учительница как-то жаловалась на 9-классников: «Они смотрят на тебя понимающими глазами, выполняют всё, что надо, но в душу к себе не пускают». Вы научились подстраиваться под мир взрослых.

Сложность положения и в том, что вся цивилизация развивается по пути формализации – вас хотят видеть «менеджерами» всего и вся. А ваша внутренняя природа тянется к другому - к жизни в потоке её творчества, без оглядки на придуманные другими и не отвечающие настоящему нормы, к жизни в резонансе с миром, природой, с опорой на глубинные ритмы реальности.

Поэтому многие подростки и молодежь не могут «встроиться» в социум – ни в минимальный (семья), ни в масштабе государства. Это ощущение себя иным по отношению к культуре, ко всему укладу жизни мучает многих молодых. Поэтому так трудно найти свое место в жизни.

Наша система образования сегодня категорически не подходит подросткам – им нужен собственный опыт, практика во всем, иначе они не усваивают материал и не развиваются.

-Вначале Вы сказали, что наше поколение стремится познать мир только через личный опыт. Но если у человека личного опыта мало – как же он тогда вообще повзрослеет, научится жить в общеcтве?

-Молодые неосознанно стремятся получить опыт, или, говоря языком традиционных обществ, пройти инициацию. Но тут их подстерегает немало ловушек, или подмен. Молодым людям надо быть очень осторожными со всеми идеями, которыми их соблазняют.

Если общество не озабочено проблемой раннего конструктивного опыта молодёжи, то опыт нарабатывается в маргинальных областях жизни. О цене такого опыта говорить не будем.

Еще одна проблема сегодняшних молодых людей: у них нет ещё пока «логики сочетания масштабов». Например, человек научился жить в масштабе своей семьи и фирмы, в которой работает. Всё остальное для него практически не существует, лишь фон, который не обязательно замечать.

На интеллектуальном уровне он может встраиваться в модные тенденции и, например, критиковать власть, хотя сам никогда не займется даже проблемами собственного ТСЖ.

Или человек делает прекрасную карьеру, но его нет в масштабе семьи. Посмотрите, сколько людей, успешных, но в 30 лет не имеющих ни семьи, ни детей. То есть, у вашего поколения нет ещё осознания себя в разных масштабах одновременно, нет их иерархии и логики.

-Что же нам делать?

-Учиться выстраивать эту логику масштабов, прислушиваясь к себе. Быть критичными к тому, на что вас ловят, даже в политическом и экономическом планах. Возвращаться к корням, к малой родине, к традициям своего народа. И к жизни в естественном потоке творения, здесь и сейчас. Ведь жизнь и происходит только в настоящем.

share
print