Истории

Решается судьба дома Абазы на Фонтанке

Инвестор пообещал не строить под ним подземный паркинг, защитники надеются отвоевать и стены.

Компания «Фонтанка отель» изменит проект реконструкции дома Абазы. Об этом сообщил жителям квартала руководитель проекта Валерий Котлов. По его словам, инвесторы намерены отказаться от попыток обустроить под историческим зданием, которое собрались перестроить в отель, подземный паркинг.

Все – под снос
Дом №23 по набережной Фонтанки (известный также как дом Абазы) был передан инвестору в 2007 году. Изначально предполагалось, что все строения на участке снесут (сохранить обещали лишь часть фасадной стены), а на их месте выроют котлован глубиной шесть метров для обустройства подземного паркинга. При этом, согласно геодезическим исследованиям, проведенным по заказу инвестора, фундаменты соседних зданий даже не нуждались в укреплении…

Жильцы этих зданий, среди которых оказались и архитекторы, и специалисты в области геодезии, четыре года объясняли представителям инвестора, что питерские грунты не совместимы с подобными экспериментами, и реконструкция может обернуться обрушением целого квартала. Поэтому обещанное изменение проекта, которое, как пояснил начальник отдела строительства районной администрации Михаил Овчинников, произошло не без вмешательства губернатора Георгия Полтавченко, жители могут расценивать как победу. Но сами они считают, что расслабляться пока рано.

Дом №23 на набережной Фонтанки был построен в 1790 г. по заказу купца Зиновьева. С 1840-х годов до 1917 года он принадлежал министру финансов, одному из видных участников реформ 1860-х годов Александру Абаза .
Его жена — Юлия Абаза была известной певицей, чьим талантом восхищались Тургенев и Тютчев. В 1870—80-х гг. в дома на Фонтанке находился ее музыкальный салон, там часто бывали Достоевский, Рубинштейн. На домашней сцене здесь впервые была исполнена опера «Евгений Онегин» Чайковского. В доме №23 бывал и сам Петр Ильич.
Юлия Абаза участвовала в организации Русского музыкального общества и создании Петербургской консерватории, была её почетным членом.

 

Все – под реконструкцию
Судя по тому, что было озвучено на собрании, инвестор не собирается отказываться от сноса здания. Правда, Котлов называет это не сносом, а реконструкцией, которую, «согласно заключениям экспертов, целесообразно вести таким образом».

- Закон об охранных зонах у нас как соблюдается? – поинтересовалась член инициативной группы Людмила Зверева.
- А Конституция? – вопросом на вопрос ответил руководитель проекта.

Тут уже не выдержал заместитель председателя городского отделения всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов. Оставив «за кадром» сюжет с Конституцией, он напомнил представителю инвестора, что, согласно городскому закону об охранных зонах, разрешение на снос исторического здания может быть дано лишь в случае его необратимой аварийности, а вовсе не потому, что «так проще».

Против реконструкции дома Абазы выступили его потомки, (в том числе - ныне живущие в Петербурге), а также потомки старинных дворянских родов Гагариных, Лопухиных, фон Эссенов, Завадских, Благово и многих других. Они написали письмо президенту Медведеву и тогдашнему губернатору Матвиенко, с просьбой не разрушать памятник и позволить им самостоятельно реконструировать дом на набережной Фонтанки.
Два года назад вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов обещал инициативной группе, что дом разрушен не будет.

 

Новый проект – в мае
- Пока инвестор не будет нести полную материальную ответственность перед соседями, он будет рисковать, - отметил один из жителей – архитектор Александр Кицула.

Он предложил членам инициативной группы вместе с инвестором и представителями администрации подписать протокол, в котором, во-первых, будет зафиксирован отказ от идеи подземного строительства, во-вторых, прописана обязанность инвестора сохранить основные капитальные строения по периметру участка, и, в-третьих, оговорены вопросы, связанные со страхованием собственности жильцов соседних зданий.

- Я понимаю ваши опасения – бывает так, что при сносах зданий соседние дома страдают. Но, вот, посмотрите в окно – ничего не рухнуло вокруг, когда дом на углу Невского и Фонтанки разобрали, - осторожно заметил Овчинников.

- Там соседние дома трещат! – возразили ему люди, знакомые с проблемами соседей.

- Так я и не говорю, что все хорошо, - нашелся начальник отдела строительства. Он заверил, что разрешения на сносы зданий даются в крайних случаях, и пообещал, что администрация встретится с инициативной группой. Овчинников согласился с тем, что ограничения для инвестора, которому продлили срок проектирования, логично прописать именно сейчас, когда проект отправлен на переработку.

Ознакомить общественность с новым проектом реконструкции инвесторы пообещали в мае-июне.
 

Прошлым летом, защитники дома устроили импровизированный концерт на набережной, облачившись в костюмы XIX века, чтобы напомнить о том, что в доме Абазы когда-то собирались выдающиеся музыканты.

share
print