Истории

Зачем хипстеры плетут лапти

«Борода, косоворотка, дудка за поясом и лапти – нет, лапти – это уже перебор – но, кажется, именно так скоро будет выглядеть среднестатистический офисный клерк, дизайнер или инженер. Речь идет о моде на все «русское», которая стремительно распространяется в двух столицах.

Сотни людей, бывшие в прошлом модниками, хипстерами, эзотериками и кем бы там ни было, в одночасье превращаются в подобия молодцев и старцев из советских книжек с былинами. Все они приобретают то, что называют «хитроватым блеском в глазах», начинают рассуждать о «русскости», о возвращении в деревни и сыплют словами «ибо», «отче», «матушка» и «хлебушек». В их квартирах появляются книги с названиями вроде «Лад» и «Боярские забавы», а дома начинает твориться черт знает что: детей стригут под горшок, ходят босыми, вместо гитар звучат балалайки. Раздаются речи:

 – Ну, что ж ты, сынушка, промочивши штанишки сызнова? Ну, идем сюда – батюшко из пеленушек высвободит, под чистОй водой попу младую вымоет...

Кое-кто уже ходит в «русском» виде на работу, и демократичное начальство спокойно смотрит на бороды, амулеты, пояски и онучи – модно же.

Люди эти не националисты. Это скорее внешнее преобразование, чем внутреннее. Пределы «русского» расплывчаты, они из книг, из заблуждений, из случайных обрывков информации. На историческое невежество накладывается коктейль эзотерических практик – радастея, младомед – все они эксплуатируют образ «гламурного славянина» плюс еще немного религиозного: при этом вера в Даждьбога не мешает «русичам» считать себя христианами. Винегрет, короче.

Русофильство сложно назвать новой темой, но вот вопрос: почему оно зашло на новый виток сейчас, в XXI веке? Среди гаджетов и Интернета, который, казалось бы, наоборот, должен стирать отличия и делать всех людей одним глобальным сообществом? Есть версия, что «русскость» возникла именно как противостояние глобализации. Мол, не все хотят быть похожи друг на друга, просыпается обостренное национальное чувство, а вместе с ним и тоска по лаптям и «березушкам».

Другие полагают, что корни «русскости» следует искать в увлечении мистическими практиками: йогой, холотропным дыханием, тайцзи и прочим. Дескать, люди наелись чужой экзотики и им захотелось своей. Тут тебе гусли и лапти (мастера на курсах по вязанию лаптей утверждают, что эта обувь любит ногу, в отличие от брендов, съедающих наши ноженьки заживо). Тут и богатырское здоровье (собирают группы так называемых «природоведов» – люди едут на природу обниматься с деревьями; «березушка» – хорошее дерево, а, например, клен и папоротник – плохие, «не наши»). Тут и мифология – «камушки», «землюшка», «Перунушка». Тут и Порфирий Иванов, который бегал обливаться ледяной водой и запрещал плеваться – потому что с плевками улетает «душенька».

Увлеченные русской культурой напоминают «митьков» в их лучшие времена. Но и это, как пророчат эксперты, скоро пройдет… Набирает силу новое движение – последователи синих человечков из «Аватара».

share
print