Истории

Петербуржцев становится больше

За 2011 год Санкт-Петербург вырос примерно на 31 тысячу человек. На данный момент в городе более 4,8 миллионов жителей.

Активный рост населения Северной столицы, начавшийся в 2009 году, продолжается. «За прошедший год родилось более 57 тысяч детей. Это значительно больше, чем в предыдущие годы», - сообщил Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на пресс-конференции. Возросло, по его словам и количество семей с двумя, тремя детьми. В городе насчитывается более 15 тыс. многодетных семей, в которых живут около 50 тыс. детей. При этом, смертность среди петербуржцев снизилась, хотя по-прежнему превышает рождаемости. В частности, младенческая смертность в Петербурге составляет 4, 7 промилле, что ниже показателя по России (свыше 7 промилле), рассказала Ирина Елисеева, директор Социологического института РАН.

Но, тем не менее, отметил Ржаненков, через 1,5 – 2 года город вновь попадет в демографическую яму. Ведь тогда в детородный возраст вступят люди, рожденные в начале 1990-х гг.

Миграция

1992, 1993, 1994 - самые «черные» годы для демографии Петербурга, заявила директор Социологического института РАН. «Тогда численность населения сокращалась не только из-за превышения числа умерших над числом родившихся, но и за счет оттока людей из города, - рассказала Елисеева. – Наблюдался массовый отъезд молодежи, которая, видимо, ощущала катастрофу и считала необходимым сменить место жительства. Покидало город больше людей, чем въезжало в него. Затем жизнь нормализовалась, и ситуация кардинально изменилась».

Теперь миграционный прирост возрос до 50 тысяч человек за год. 25 % детей рождаются в Санкт-Петербурге именно от приезжих родителей.

По словам Елисеевой, в основном в Петербург приезжают из Украины, Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Куда исчезают мальчики?

Количество женщин в Петербурге превышает количество мужчин, составляющих 45,6 % всего городского населения. Женщин в возрасте старше трудоспособного сейчас в два раза больше, чем мужчин тех же лет. «С древних времен так повелось, что мальчиков обычно рождается больше, чем девочек (105-106 мальчиков на 100 девочек), но впоследствии пропорция смещается в сторону женщин, - объяснила Ирина Елисеева. – Мальчики более неаккуратны, склонны к риску и больше подвержены болезням. Еще одна серьезная причина смертей - алкоголизм».

Средняя продолжительность жизни, как женщин, так и мужчин, в Петербурге возросла. Женщины уже перешагнули за 72 года, мужчины – за 69 лет.

Браки vs. Разводы

«В последние годы в брак вступает больше людей, но и разводов стало больше. Изменились приоритеты и ценности: молодые люди предпочитают жить для себя, делать карьеру»,- отметил Ржаненков.

Доля детей, рожденных вне брака, постепенно снижается. В 2008 г. вне брака родилось 24,9 %, в 2009 г.- 23,5 %, в 2010 - 22,3 %. Но неполных семей в городе по-прежнему много – порядка 60 тысяч. Причем 100 из них – отцы-одиночки.
«Политика в отношении семьи для нас приоритетна. В 2011 году была разработана программа повышения качества жизни семей. На нее будет потрачено 3 млрд рублей», - сообщил Ржаненков.

Мамы стали старше

В Петербурге все больше растет средний возраст матерей. По словам Ирины Елисеевой, сейчас первых детей женщины рожают преимущественно в 25-29 лет, вторых и третьих - в 30-34 года. А лет пять назад первые роды у женщин обычно приходились на 20-24 года. «Поздние роды – одна из характерных примет нашего времени, - рассказала Елисеева. – Во многом, благодаря успехам медицины».

Аборт – дело личное

Александр Ржаненков также выразил свое мнение по поводу пикетов против абортов, организованных «Воинами жизни». «У моего прадеда было 18 детей, но сейчас все изменилось. Человек вправе сам выбирать, заводить ли ему ребенка. На государственном же уровне нужно принимать меры для стимулирования горожан к рождению детей, а не запреты», - заявил председатель Комитета по социальной политике.

Директор Социологического института РАН с ним согласилась. «Многие женщины сейчас сознательно отказываются от детей ради карьеры. Это лично меня очень беспокоит. Я считаю, аборт – варварская мера. Но, тем не менее, это личное решение каждого человека», - сказала Елисеева.

share
print