Истории

Почему офисы делают сотрудников несчастными

Cоциальный антрополог Дарья Васильева защитила диссертацию на тему влияния глобализации на жизнь офисных сотрудников. Свое исследование Дарья проводила на одном из предприятий транснациональной компании. Два года работы убедили ее никогда не работать в офисе.

1.Огромный поток информации

Что происходит.

Знакомая картина: на компьютерах мигает скайп и ICQ, у многих открыты несколько страниц Интернета, звонят стационарный и мобильный телефоны, приходят sms. Сотрудник проверяет личный и рабочий почтовый ящик, общается в социальных сетях, пытается сосредоточиться на работе. Один из участников исследования сказал, что подключен к общей рассылке из 44 стран, она ведется на английском языке.

Как влияет.

«+» Информационные технологии обогащают нашу жизнь новым опытом, связями, возможностями.

«-« Мозг затрачивает огромные усилия, что бы концентрироваться и переключаться, быстро устает. Одно дело тормозит другое. В офисах даже появилась новая поговорка – «Отложи на послезавтра то, что можно сделать завтра».

2.Открытые офисы

Что происходит.

Международные стандарты труда подразумевают открытые офисы, где все сотрудники сидят в одном пространстве, часто на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Их места отделены или не отделены прозрачными перегородками. Рядом сидят коллеги, которые также делают массу дел одновременно – стучат по клавишам, отвечают на звонки, отвлекают вопросами.

Как влияет.

«+» Вопросы можно обсуждать с коллегами здесь и сейчас, чувство команды.

«-« Человек не может побыть один и в тишине заняться одним делом. Его постоянно отвлекает шум и разговоры. Сотрудник берет работу на дом или на выходные. И никогда не может по-настоящему «уйти с работы».

3. Импульс роста и движения

Что происходит.

Международные компании любят проводить тренинги успеха, корпоративные праздники и «Тим-билдинг». Твою эффективность постоянно изучают и мотивируют. Сотрудники за счет компании учат иностранный язык, их могут направить на работу в другие страны.

Как влияет.

«+» Появляется представление о том, как работать, согласуя свои действия с несколькими предприятиями по всему миру. Человек получает импульс движения. Он становится более легким на подъем, у него расширяется видение мира. Велика вероятность, что он попробует работать за границей.

«-« Семья, дети постепенно вымываются из представлений сотрудников о стабильности в жизни. Люди работают на износ, и человек с хорошим образованием, работой, должностью не находит сил, чтобы завести семью и детей.

Иностранцы учат нас любить родину и быть проще

Что происходит.

Один из постулатов компании, в которой проводилось исследование, – «Простота и близость к большинству». Это значит – мы носим джинсы и свитера, покупаем все местное. «Если мы близки к большинству – будем отдыхать в Прибалтике и Карелии, ездить на русских машинах и максимально потреблять российские продукты питания!» - говорит сотрудникам швед, директор одного из подразделений. Он купил себе УАЗ-Патриот, построил дом, отдыхает всегда в Карелии. Ваш отдых на Мальдивах или дорогой костюм на совещании просто не поймут.

Как влияет.

«+» Поначалу русским сотрудникам трудно привыкнуть к новой философии. Но со временем многие принимают ее и по-новому начинают смотреть на свою страну.

«-« Вам задается некий стандарт, который вмешивается в частную жизнь. А если хочется на Мальдивы?

Многонациональность сотрудников

Что происходит.

Открывая филиалы в глубинке, компании не могут найти опытных логистов, менеджеров, кадровиков. Они нанимают экспатов – людей из других городов и стран. Им предоставляют жилье рядом с предприятием. В одном коллективе оказываются русские, шведы, финны, датчане, норвежцы, украинцы, белорусы, арабы... Они говорят друг с другом на английском языке.

Как влияет.

«+» - Современный офис сегодня - это перекресток разных культур. У человека формируется новая картина мира.

«–« - Непонимание и дистанция между людьми из-за разного подхода к делу и разного уровня владения английским языком. Европеец, к примеру, считает, что деловые вопросы нужно решать сразу, а отдых – потом. А русский или украинец сначала накормит-напоит, а дело – после. Напряжение от несоответствий традиций копится, в итоге человек выбирает поверхностное общение, чурается инициативы, и в итоге не может полностью реализовать свои способности.

Какой выход?

Дарья Васильева, социальный антрополог:

«Самая большая проблема таких компаний – текучка кадров. Ни полный соцпакет, ни хорошая зарплата и тренинги не удерживают людей, они увольняются в среднем через 3 года. Какие-то сотрудники понимают, что ту же работу могут делать дома. Они отсекают офис, становясь фрилансерами. Многие просто увольняются, подыскивая другую работу.

В последние годы социологи и психологи стали фиксировать такое явление, как смерть от сильного увеличения темпа жизни и информационной перегрузки в мегаполисах, как правило, среди людей 30-40 лет. Психиатры отмечают новое психическое расстройство из-за перегруженного шумного города.

Ведь ты выходишь из информационного Вавилона своего офиса и попадаешь в толпу, едешь домой еще 1,5-2 часа. Это еще усиливает усталость. В Японии описан феномен под названием «Хихикумори», который уже фиксируется и в России – люди вдруг прерывают все контакты с внешним миром и уходят в информационное пространство – там легче. Общаются с друзьями и работают только с помощью Интернета.

«Стеклянные офисы» - это была очень плохая идея. Но от информационных технологий нам уже никуда не деться. Мы должны учиться в повседневной жизни отсекать все лишнее, расставляя приоритеты.

Каждый человек может найти приемлемое для себя – отключать телефоны дома, требовать от работодателя отдельный кабинет, буквально приказать себе обедать не в офисе, а в спокойном уютном кафе, «забыв» мобильный телефон. Найти работу рядом с домом.

Человеку нужны моменты, когда он может не спеша, спокойно делать одно дело. Профсоюзы могли бы поднять проблему «стеклянных» офисов»"

Диссертация на тему «Формирование социокультурного локального пространства в контексте глобализации» проведена и апробирована на кафедре культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ

share
print