Истории

Наш маленький Большой

Технологии: Как реставрировали старинный Каменноостровский театр в Петербурге

Петербургские инженеры провели уникальную реставрацию деревянного театра 1827 года на Каменном острове, сравнимую с реконструкцией Большого театра.

Под театром было вырыто пространство в два этажа. Впервые одновременно с подземными работами велась реконструкция наверху. Вложили 1,665 миллиарда рублей. На международной выставке Denkmal в Лейпциге проект получил золотую медаль – первое место из 500 проектов мира.

Снаружи

В середине девяностых театр на набережной Крестовки окончательно пришел в негодность. Стоял вопрос о сносе. Но в мире сохранившихся деревянных театров остались единицы.

В 2005 году комитет по охране памятников принял решение о реставрации. Поставили задачу сделать современный всесезонный театр с гримерными, буфетом, помещениями для реквизита. «Единственное место, где можно было все это разместить, – под землей», – говорит Алексей Шашкин, гендиректор компании-проектировщика «Геореконструкция».

Но как вырыть пространство под зданием, которому 180 лет? Потребовались точные рассчеты, позволяющие пересадить здание с исторического фундамента на сваи. Использовали железобетонный пояс, который обхватывал фундамент, а к поясу уже крепились две сотни свай. После этого откапывали нижнее пространство, делали промежуточную плиту над подземным этажом и устанавливали железобетонный фундамент.

Дело осложнялось тем, что здание деревянное, все бревна стоят вертикально (не сруб), и поэтому очень чувствительно. Постоянно следили за деформацией театра. В итоге осадка – всего 24 миллиметра.
Еще одна головоломка – вентиляция. Нужны были большие вентиляционные камеры. В маленьком театре их решили разместить под сиденьями, под полом по контуру зала, под ложами.

Внутри

Реставрацию самого здания проводило НИИ «Спецпроект-реставрация». Они уверяют: каждую историческую доску, бревно или балку извлекали, обрабатывали несколько раз различными растворами и вставляли обратно. Был извлечен каждый гвоздь XIX века, выпрямлен и поставлен на место.

Театр на Каменном острове называют «театральным Сколково». Сцена разделена на девять частей, которые могут, подчиняясь командам с сенсорного экрана, встать на один уровень с полом или выстроиться лесенкой, шахматами или в другой комбинации. Каждая часть сцены может подниматься и опускаться до двух метров вверх.

Занавес театра – тоже единственный в своем роде, состоит из нескольких частей с электронным управлением. Его спроектировал главный художник БДТ Эдуард Кочергин. Интерьер театра в голубых тонах разработал петербургский архитектор Владимир Бурыгин.

Около

Театр стал второй сценой АБДТ имени Г.А.Товстоногова и должен начать сезон в 2012 году, правда, он пока не подключен к электроснабжению. В кулуарах говорят, что первые спектакли начнутся в феврале-марте 2012 года.

У театра есть один минус – отсутствие большой парковки. Адрес: набережная реки Крестовки, 10, литера А. Это в 15 минутах ходьбы от метро «Крестовский остров».

История

  • 1827 На Каменном острове за 40 дней по проекту Смарагда Шустова строится временный летний деревянный театр, чтобы принимать труппу Большого театра в период, когда тот реконструировался.
  • 1844 Театр перестраивается под руководством Альберта Кавоса. Он говорил, что это продлит жизнь зданию «лет на 50». В итоге театр пережил три революции, две мировые войны.
  • 1932 Театр реконструирует Евгений Катонин. Интерьер сделали в модном стиле ар-нуво.
  • 1967 Реконструкция под руководством Ирины Бенуа. В здании располагается Телевизионный театр Ленинградской студии телевидения. Помещение служит репетиционной и концертной площадкой оркестру им. В. В. Андреева.
  • 1990-е Здание отдано клубу спортивного танца, но уже в начале 2000-х годов оно стало аварийным.
     
share
print