Истории

Запись №46. Финальная

Наше путешествие из Холмогор в Москву подошло к концу: мы возвращаемся в столицу. Уже в Переславле-Залесском чувствуется Москва. Водители уже не такие вежливые: не очень-то пропускают, не подмигивают, когда уступаешь.

Ближе к столице – больше огней, машин, людей. И вдруг нахлынул огромный город. Встретил он как-то неласково – шумом, гамом и хамством.

 

Наконец-то дома!

От Архангельска до Москвы ровно 1200 километров по трассе М8. Эта дорога проложена в основном по тем местам, где в старину ходили обозы. В том числе – рыбные, в том числе с приставшими путниками, как Михайло Ломоносов.

Но мы проехали гораздо больше, отклоняясь от трассы М8. Ведь нам хотелось увидеть не только сравнительно обжитые и благоустроенные места на федеральной дороге.

Довольно скоро мы поняли, что жизнь городков и сел на трассе и даже в нескольких километрах в стороне кардинально отличается.

В результате мы проехали вдвое больше, чем если бы ехали по прямой. Получилось: плюс 350 км до Кимжы и столько же обратно; плюс два раза по 50 км до Рочегды и обратно, еще столько же до Борка и обратно. Еще два конца в 100 километров до Норенской и Коноши и обратно, еще два раза по 70 от Вологды до Устья-Кубенского и километров 60 – чтобы заехать в музей Терешковой. Итого примерно 2500 километров.

В огромной Архангельской области (это самая большая территориальная единица в Европе – больше Франции) есть, кажется, все: и лес, и полезные ископаемые (в том числе несметные залежи алмазов). Есть замечательные люди, но при этом такое ощущение, что они не живут, а выживают и доживают. Относительно хорошо живется в деревнях только тем, кто на пенсии. Остальные работают на разваливающихся предприятиях с ощущением, что и их скоро закроют.

Дороги, кроме трассы М8 – паршивые, сельское хозяйство запущено: хлеб не сажают, поля зарастают, скот давно забили. Пилорамы стоят, узкоколейки переплавлены.

В советское время почти в каждой деревне был аэродром и можно было за дешево полететь в город. Были школы, больницы. Местные жители вспоминают, что деревня жила. А сейчас тут доживают старики и буквально единицы молодых. Пустуют целые деревни.

Намного лучше ситуация на Вологодчине. Приятно посмотреть и на город и на окрестности. И это при том, что мы не были в промышленном центре области – Череповце. В регионе активно восстанавливаются храмы, дороги намного лучше, чем в Архангельской области. Да даже посмотреть на библиотеку в райцентре Устье-Кубенское – в нее вкладывают деньги, это видно. Или вот отлично оборудованная передвижная библиотека КИБО, которая ездит по области.

Ярославская область тоже выгодно отличается от Архангельской. Заводы не закрыты, работают; в коровниках, как ни странно, – коровы (под Архангельском что-то работающее – скорее исключение, чем правило).

Больше всего поразили в поездке, конечно, шпалоукладчицы. Вообще узкоколейка, на которой поезд по несколько раз за поездку сходит с рельс, а потом его туда ставят руками те, кто в нем едут.

А еще запомнилось, как монахи шли с Каменного острова по воде аки по суху.

И вообще в памяти осталось много приятных людей, которые видели нас в первый раз, при этом пускали к себе ночевать, кормили, поили, в баню водили. А потом отказывались от денег.

Всё, спасибо, что читали наши путевые записки.

 

share
print