Истории

Японское искусство: хрупкость человеческого восприятия и одиночество индивида

17 декабря в Петербурге открываются две выставки, посвященные Японии.

Сразу две выставки, посвященные Японии, открываются в Петербурге «Зимний сад: исследование микропоп-воображения в современном японском искусстве» и "Фокус на Японию", которые завершат фестиваля «Японская осень».

Петербуржцы познакомятся с культурой этой страны благодаря организации помощи Японии Helpingjapan, медиагруппе «Планета», Японскому Фонду и Генеральному консульству Японии в Санкт-Петербурге.

Ксения Юркова , координатор Helpingjapan, рассказала MR7 об особенностях выставок.

Какова концепция выставки "Зимний сад"? Какие работы наиболее интересны?

Это выставка работ четырнадцати молодых талантливых японских художников. Выставка путешествует по мировым галереям, в России, в Москве, участвовала в параллельной программе 4-ой Московской биеннале современного искусства.

Основная концепция выставки – воплощение абстрактной идеи «микропоп». Этот термин, придуманный куратором Мидори Мацуи, не без помощи философских изысканий Жиля Делеза и Феликса Гваттари, используется для описания особого вида мышления, способного иначе воспринимать повседневность, порой, с точки зрения ребенка, или чужестранца.

На выставке представлены объекты, живопись, инсталляции и видеоарт. Это относительно недавние работы, 2003-2009 гг., о которых мы можем говорить, что они показательны для понимания тенденций, присущих поколению молодых художников, ворвавшихся в арт-пространство Японии в начале нулевых.

Наибольший интерес, по моему мнению, может вызвать аудио-инсталляция Рёта Яги - ледяная пластинка на виниловом проигрывателе. По мере того как тает лед, звук начинает распадаться на отдельные фрагменты. Это новое обращение к знакомой идее переменчивости, временности. Но, в отличие от мгновенного разрушения, распада, к примеру, песочной мандалы, здесь этот процесс растянут во времени.

Не менее интересными работами являются размышления на тему манга, работы Макико Кудо "Летающая рыба", "Мог летать по ночам", "Проросло из зерен" и Махоми Куниката "Звук замораживания тела и ума: история воздушных шаров", "Девичий праздник во имя побежденных солдат", "Бесполезная пещера". С одной стороны, мы видим привычных персонажей комиксов, правда, не на бумаге, а на холсте. С другой стороны, внешний облик этих персонажей отличается от привычного масскультового. Авторы предлагают нам игру: развуализировать стереотип, и в рисованном персонаже увидеть просто грустного ребенка. А может, и самого себя.

В чем специфика японского современного искусства? Чем оно отличается от мирового?

Особенностью японского искусства всегда являлось наличие национального колорита. Даже в начале 20-го века, когда японские авторы начинают пробовать себя в импрессионизме, сюрреализме, они берут и трансформируют традиционные привычные им образы.

Сейчас, несмотря на то, что японское современное искусство рассматривается в общем контексте и с европейским, и с американским, национальная самоидентификация, все равно прослеживается. Это, на мой взгляд, и делает его востребованным: колорит, экзотичность, аллюзии на образы собственной массовой культуры, дико популярной в мире, - привлекают .

Но, надо сказать, что среди художественных профессий в самой Японии наиболее востребованы иллюстраторы. Художники, фотографы, архитекторы неплохо реализовываются за пределами своей страны. Эту тенденцию можно отнести к вопросу полемики традиций и революционного художественного новояза, радушно принимаемого теми странами, где конформность восприятия уступила место экспериментам.

Ярким примером является фотограф Нобуёси Араки, чьи работы на стыке эротики и порнографии периодически запрещались к показу в Японии, но успешно выставлялись в американских и европейских галереях.

Японское современное искусство не идет в разрез с общемировыми трендами, но, как упоминалось, имеет национальный оттенок. Это отличие также можно заметить в актуальных для японских художников темах: хрупкости человеческого восприятия и одиночества индивида в глобализующемся мире, желания защитить себя с помощью тепличного сознания, конфликта между традиционным и революционным, разрыва связей поколений.

Известно ли творчество японских современных художников в мире? Как часто их работы можно увидеть в России?

В мире известно достаточное количество японских имен, остающихся неизвестными в России. Выставки японского современного искусства – довольно большая редкость даже для Москвы и Петербурга. Ситуация начала меняться только в последнее время, например, в 2010 году в наш город привезли две японские выставки – в Манеж и в Мраморный дворец.

Сложность в том, что японское искусство требует более тонкого восприятия, оно самовыражается в нюансах, нежели популярное у нас европейское и американское искусство, говорящее со зрителем на более понятном языке. Преодолеть это можно только большим количеством выставок.

Понимают ли японское искусство в мире? В России?

Японское искусство не было бы столь популярным в мире, если бы существовала неустранимая коммуникативная яма между автором и зрителем. С другой стороны, чтобы быть понятными в остальном мире, японским художникам зачастую приходится подстраиваться. В самом вопросе заложена неточность: искусство не надо понимать, его надо воспринимать и принимать за отправную точку собственных чувств и размышлений.

Что петербуржцы увидят на выставке фотографий "Фокус на Японию"?

Фотографы попытались найти и снять Японию в повседневности, в обыденности, уловить эстетику, но не садиться на хвост стереотипному восприятию страны и культуры. Это оказалось очень сложной задачей, т.к. оказалось, что практически невозможно заставить людей взять камеру и поработать, прежде всего собственной головой. Но есть приятные исключения.

Справка "МР"

Выставки открываются 17 декабря в креативном пространстве «Ткачи», наб. Обводного канала, 60.
 


 

share
print