Истории

Кино Японии: своим языком о своей жизни

Сегодня в Петербурге начинается ретроспектива фильмов Канэто Синдо.

С 8 по 18 декабря в Петербурге в киноцентре "Родина" проходит ретроспектива фильмов японского режиссера Канэто Синдо.

Владимир Кузьмин, кинокритик, директор Петербургской Федерации Кинопрессы, рассказал MR7 об особенностях японского кино.

Фото: с сайта www.pfkspb.ru

Чем  удивит зрителя ретроспектива фильмов Канэто Синдо?

- Ретроспектива посвящена 100-летнему юбилею японского режиссера. Это один из старейших киномастеров в мире. Это событие завершает насыщенную событиями «Японскую осень в Санкт-Петербурге».

Программа охватывает пятьдесят лет — от одного из наиболее известных фильмов Синдо, военной драмы «Дети Хиросимы» до социальной притчи «Сова». Такие события случаются крайне редко, когда творчество таких мастеров представляются во всей полноте.

Классику мирового кино увидеть становится все труднее, тем более на пленке. Ретроспектива Канэто Синдо - художественное явление. Надо отдать должное японскому правительству - они почти каждый год проводят фестиваль японского кино в Петербурге. Эти показы носят просветительский характер. Сейчас в Японии Канэто Синдо представляет послевоенный кинематограф.

Фильм «Канава» открывает ретроспективу. Это один из ранних его фильмов, который очень редко показывают за границей.

Канэто Синдо много раз бывал в России, трижды получал Гран-При ММКФ: за картины «Жажду жизни» и «Сегодня жить, умереть завтра», которые представлены в программе, и за легендарный фильм «Голый остров», с которого началась мировая известность Синдо.

Также в программе будет представлен документальный фильм « Отряд Сакура», который в Петербурге увидят впервые.

В чем особенность японских картин?

Японское кино чрезвычайно многообразно и самобытно. Они не стремятся гнаться за Голливудом - во главе угла у них стоят традиционные ценности культуры. В Японии любят снимать фильмы на региональную тему - им важно показать, как живут японцы сейчас и как жили раньше.

В японском кинематографе очень много выдающихся режиссеров, которые за пределами Японии известны только специалистам. Например, Масаки Кобаяси, Сехэй Имамура или Микио Нарусэ.

В Японии есть все жанры, и даже те, которых нет у других. Именно в Японии появились анимэ, самурайские фильмы и фильмы о призраках. Классический фильм о призраках представлен в программе Синдо Канэто – «Женщина-демон». Это шедевр 60-х годов.

Одна из традиций классического японского кино - неизбывный гуманизм. Три великих режиссера японского кино - Кендзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, и Акира Куросава.

Каковы современные тенденции японского кино?

Раньше у нас закупали фильмы о Годзилле – целая серия фантастических фильмов о древнем ящере, который поднимается со дна морского. Сейчас до нашего проката, в лучшем случае, доходят японские фильмы ужасов. У нас популярны фильмы Хидео Наката - « Звонок 1,2», «Темные воды», «Чат». Также в России популярен режиссер Такэси Китано – любимец публики. Последний его фильм «Феерверк» получил Гран-При на Венецианском кинофестивале.

Но специфика японского кино заключается в особой культуре, в мировосприятии, и в том, как японские режиссеры этот мир воспроизводят. Традиционные ценности для японцев – их уклад, верование, культура, быт. Они говорят своим языком о своей жизни. Им неинтересно слепое подражание Голливуду, они не стараются пропагандировать свое национальное кино. Именно поэтому крайне разнообразное японское кино так плохо известно в мире.

Какой фильм надо посмотреть, чтобы понять, что это по-настоящему японский фильм?

Грандиозный по своему замыслу и исполнению фильм «Расемон» Акира Куросава. Когда он появился в середине 50-х годов, просто ошеломил публику. В этом фильме все кончается призывом к гуманизму, что является главным в японском кино.

Очень японский фильм Сехэй Имамура «Баллада о Нараяме».

Чем отличается российское кино от японского, особенно современное?

У нас снимают фильмы про бандитские разборки и дурацкие комедии. Сейчас не приветствуется развитие национальной культуры, а раньше советское кино не противоречило христианским ценностям. Все наши лучшие режиссеры работали в системе координат великой русской культуры. Поэтому эти фильмы смотрят и любят через 20,30 и 40 лет.

В кино вкладываются огромные деньги, поэтому оно зависит от государства. А если это не государство, а меценат, то кино зависит от заказа общества. Они пытаются прославлять олигархов, гангстерские разборки и прочее.

А в Японии продолжают снимать кино, основанное на традиционных ценностях культуры. Японское кино самодостаточно, потому что хорошо окупается, оно не зависит от выхода на мировой экран.

Понимают ли японское кино в мире? В России?

В прокат в основном выходят фильмы Акира Куросава, Кендзи Мидзогути и Ясудзиро Одзу. Куросава наиболее европеизирован, он снимал много экранизаций: «Идиот» по Достоевскому – лучшая экранизация советского мирового кино.

Также он снимал экранизации «На дне», «Макбет». Он воспитан в основном на русской культуре. Куросава считается наиболее известным и понятным японским режиссером.

Также имели популярность самурайские фильмы, фантастика про Годзиллу, фильмы ужасов. К сожалению, в мире нет полного представления о том, что такое японское кино.

А как реагирует зритель на японский юмор?

Национальный юмор – вещь очень сложная. Вообще мы видели мало японских комедий. И то, что видели, - скорее комедии нравов, а так как эти нравы японские, то мы не всегда понимаем этот юмор. Очень сложно адекватно понять, над чем смеются в японских комедиях.

ТОП – 5 японских лент, которые обязательно стоит увидеть российскому зрителю:

  • «Расемон», режиссер Акира Куросава
  • «Повесть печальной луны после дождя», режиссер Кендзи Мидзогути
  • «Баллада о Нараяме», режиссер Сехэй Имамура
  • «Женщина в песках», режиссер Хироси Тэсигахара» ( по роману Кобэ Абэ)
  • «Табу», режиссер Нагиса Осима
     

Ретроспектива фильмов Канэто Синдо:
8 декабря
18.45 «Канава» (112 мин.)

9 декабря
15.00 «Мать» (101 мин.)
19.00 «Хиросима» (100 мин.)

10 декабря
15.00 «Сегодня жить, умереть завтра» (120 мин.)
18.45 «Одинокое путешествие Тикудзана» (123 мин.)
Воскресенье, 11 декабря
15.00 «Странная история, произошедшая к востоку от одной реки» (120 мин.)
19.00 «Отряд»

 15 декабря
15.00 ,19.00 «Жажда жизни» (119 мин.)

16 декабря
15.00 «Послеобеденное завещание» (112 мин.)
19.15 «Сова» (95 мин.)

17 декабря
15.30 «Дети Хиросимы» (85 мин.)
18.45 «Актер» (126 мин)

18 декабря
15.30 «Повесть о Гэндзи» (124 мин.)
19.15 «Elegant Beast» (96 мин.)
 

share
print