Истории

Интересные факты из трамвайной жизни Петербурга начала XX столетия

Многие горожане, проезжающие на трамвае по проспекту Стачек с безразличным видом рассматривают кирпичное двухэтажное здание странной конструкции, расположенное на перекрестке пр. Стачек и ул. Казакова.

Напротив этого здания, на другой стороне пр. Стачек, расположен Трамвайный парк им. И.Е. Котлякова, работавшего слесарем в трамвайном депо.

Трамвайный парк им, И.Е. Котлякова (бывшее депо «Княжево») был открыт в 1911 г. и в 1929 году получил имя большевика Котлякова. Перед трампарком застыл первый трамвай того времени, правда отличающийся от тех, которые выходили вначале из депо. Само же депо Княжево обслуживало знаменитую, первую в России пригородную электрическую железнодорожную линию, которая должна была соединить Петербург со Стрельной, Петергофом и Ораниенбаумом. Отсюда и название этой железной дороги на электрической тяге «ОранЭЛа» - Ораниенбаумская электрическая линия.

Тогда же и родилось слово «электричка». Строительство новой дороги шло быстро и к 1917 г0ду по этой дороге, доходившей уже до Стрельны, ходило уже 18 моторных и 12 прицепных трамвайных вагонов. Токоприемник у этих вагонов был не дуговой, как у современных трамваев, а штанговый с роликом, как у современного троллейбуса. Это объяснялось тем, что первые трамваи были эвакуированы из Риги, по улицам которой ходили такие трамваи.

Таким образом, первые трамваи ходили от депо «Княжево» до Путиловского (Кировского) завода, а затем открылось движение от Нарвских ворот по Петергофскому шоссе до Привала (круговое трамвайное кольцо на пр. Стачек). Для нормальной организации трамвайного движения были построены силовые трансформаторные подстанции – в Княжеве, Стрельне и Мартышкино. Подстанция в Княжево была спроектирована архитектором Алексеем Ивановичем Зазерским в 1914-15 годах.

Здесь представлена фотография подстанции, сделанная в 1925 г.

Здание трансформаторной подстанции пережило войну, не пострадав от бомбежок и вражески снарядов, находясь в непосредственной близости от линии фронта. Во время Великой Отечественной Войны здесь проходил передний край обороны Ленинграда, о чем говорит закладной камень, находящийся рядом с трампарком им. Котлякова. В самом трампарке установлен бюст И.Е. Котлякову, а в глубине трампарка еще сохранились старые здания депо «Княжево»
На постаменте около трамвайных линий, выходящих из трампарка, увековечен памятник первому трамваю.

В 80 – г на действовавшей подстанции возник пожар После пожара ее переделали под спортивный комплекс
Здание трансформаторной подстанции было реставрировано, но внешний ее вид остался без изменения. Так и стоят вместе старый трамвай и старая электрическая подстанция, как символ и ушедшей эпохи, так и напоминание о Петербурге – самой большой трамвайной столице мира.

В последнее время в здании располагался бассейн, тренажёрный зал, ещё что-то. В настоящее время опять ведутся строительные работы для очередной развлекательной организации. А, может быть, в этом здании организовать музей истории трамвайного движения с возможностью путешествия по бывшей «ОранЭЛ»?

После реконструкции и модернизации трамвайных линий по бывшей «ОранЭЛ» в настоящее время вдоль Петебургского шоссе ходят трамваи маршрутов 36 (до Стрельны»)- рекордсмен по длине маршрута. 41 и 6о. Трамвайный парк им. Котлякова, несмотря на закрытие ряда трампарков, так же трудится уже почти 100 лет.

 

 

share
print