Истории

Израильское кино: евреи шутят даже над Библией

Комедию по библейскому сюжету покажут в Петербурге на фестивале кино Израиля.

«Фестиваль израильского кино - 2011» пройдет в кинотеатре «Аврора» (Невский пр., 60) с 1 по 5 декабря.

фото: Софья Коробкова.

Наталия Эфендиева, преподаватель истории кино СПБГУКИ, редактор международного фестивального агентства Tour de Film, одного из организаторов фестиваля, рассказала MR7 об особенностях кино Израиля и тех фильмах, которые увидят петербуржцы.

Чем удивит фестиваль этого года?

На фестивале покажут 9 фильмов и все это будут премьеры, выпущенные в 2010-2011 годах. Картины, включенные в программу, в российском прокате не шли и, возможно, и не пойдут. Их показывали лишь на фестивале израильского кино в сентябре в Москве.

Жанр, который преобладает в программе, - камерная драма, с небольшим количеством персонажей в кадре, и где сюжет разыгрывается на небольшом пространстве.

По темам есть, конечно, свои особенности. Например, фильм "Примечание" рассказывает историю о двух ученых, преподающих в Еврейском университете в Иерусалиме, и изучающих Талмуд. То есть режиссер Йосеф Сидар вводит зрителя сразу в две сферы - научную и религиозную.

Ретро-драмы "Внутренняя грамматика" Нира Бергмана и "Сват" Ави Нешера - о людях, выживших в Холокосте, (или Катастрофе, как говорят израильтяне), но и в первом и во втором случае все происходящее показывается глазами подростков.

Есть ли в программе молодые режиссеры, дебюты?

Самая юная - Яэль Херсонски. Дебюты есть, конечно. Во-первых, дебют Яэли Херсонски в документалистике - "Неоконченный фильм", во-вторых, Михаль Авиад , фильм "По тебе не видно" и Мули Сегев с Адамом Сандерсоном- комедия "Такой вот Содом".

Каковы современные тенденции израильского кино?

Израильское кино, с одной стороны, встраивается в общемировой кинопроцесс, а с другой, старается сохранить свой почерк. Конечно, оно изменилось. Например, в 2010 году сняли первый израильский фильм ужасов "Бешенство", в котором одну из ролей сыграл Генри Давид, звезда фильма "Реставрация".

Другая особенность - это камерные драмы: религиозные, психологические, философские. Это, конечно же, фильмы об арабско-израильском конфликте и фильм о Холокосте.

По-настоящему израильские фильмы - это "Сват", "Внутренняя грамматика" и "Примечание", они будут показаны на фестивале. 

Надо сказать, что государство поддерживает киноиндустрию. В начале 1990-х было решено на государственном уровне увеличить отчисления с телерекламы на счет кинопроизводства. А в 2008 году и вовсе предложили тем, кто готов вкладываться в израильское кино, серьезные налоговые льготы.

Плюс к этому в 1989 году открылись новые киношколы. Самая заслуженная - Школа Сэма Шпигеля. Там была разработана новая методика преподавания и поддержки преподавателей и студентов. И те, кто там учится, и те, кто уже выпустился постоянно завоевывают призы на кинофестивалях разного уровня.

В программе фестиваля 2 режиссера - Йосеф Мадмони и Яэль Херсонски - выпускники Школы Сэма Шпигеля. Херсонски, причем, закончила ее с отличием.

Чем отличается израильское кино от мирового кино сегодня?

В Израиле не снимают блокбастеры. Израильское кино отличает личностная, авторская интонация. Режиссер, как правило, не отстраняется от своих героев, а очевидным образом сочувствует им.

Визуально израильское кино ближе к кино иранскому. Много нежных красок, размеренности и медитативности. Но вместе с тем израильские режиссеры не отказываются от ярких красок и ярких эмоций.

 Звезды израильского кино - кто они?

Актер Адир Миллер, который сыграл в фильме «Сват» одну из главных ролей. Он комедийный актер, снимается на телевидении. Безусловно, он один из главных молодых звезд в Израиле.

Это, конечно же, Лиор Ашкенази, сыгравшая одну из главных ролей в фильме «Примечание», это Сассон Габай, сыгравший главную мужскую роль в фильме «Реставрация», это Евгения Додина, которая сыграла одну из женских ролей в фильме «По тебе не видно».

Понимают ли израильское кино в мире? В России?

Думаю, да. Израильские истории универсальны. Все, что происходит в Израиле, могло случиться и у нас. Например, в фильме «Реставрация» главный герой после кончины своего друга-художника не желает покидать мастерскую. Но его сын предлагает закрыть дело, построить жилое здание на месте мастерской, и зарабатывать деньги. Эту фабулу можно перенести на российскую или американскую почву, получится то же самое.

Фильм «Сват» Ави Нешера купила французская компания для проката. Значит, израильские картины выходят в европейский и мировой прокат. Если эти фильмы покупают - они интересны публике.

А как насчет еврейского юмора в картинах?

Я подозреваю, что израильское кино известно зрителям только понаслышке. И ни одной израильской комедии российские зрители не видели, хотя бы потому, что эти фильмы не выпускаются в широкий, массовый прокат. Но многие слышали еврейские анекдоты.

Именно такой еврейский, одесский юмор проявляется у них в комедиях. В самых тяжелых ситуациях герои все равно умудряются шутить. Юмор у евреев очень эмоциональный, очень много иронии в их комедиях.

Они умеют смеяться над собственными недостатками. А «Ирония - признак ума», - как говорил Оскар Уайльд. Поэтому, мне кажется, израильское чувство юмора должно быть близко российскому зрителю.

В комедии "Такой вот Содом" в качестве сценарной основы использовали Священную книгу - Библию! То есть израильские режиссеры могут посмотреть на свою историю с очень большой долей юмора, сарказма и иронии.

Какие израильские ленты популярны у самих евреев и почему?

Фильм «Такой вот содом» стал лидером проката. Очень популярны жанровые фильмы – комедии, детективы, ужасы. А также популярны камерные картины. Вообще у всех израильских картин, которые выходят на внутренний рынок, счастливая судьба.

ТОП – 5 израильских  лент, которые обязательно стоит увидеть российскому зрителю:

  • «Кадош», режиссер Амос Гитай
  • «Вальс с Баширом», режиссер Ари Фольман
  • «В конце света налево», режиссер Ави Нешер
  • «Лимонное дерево», режиссер Эран Риклис
  • «Бофор», режиссер Йосеф Сидар


РАСПИСАНИЕ «Фестиваля израильского кино - 2011» в кинотеатре "Аврора":

2.12.11 ( пятница)
Большой зал:
21.00 «РЕСТАВРАЦИЯ», реж. Йосеф Мадмони, 106 мин.
Малый зал
19.00 « ПО ТЕБЕ НЕ ВИДНО», реж. Михаль Авиад, 90 мин.

3.12.11 (суббота)
Большой зал:
17.00 «ТАКОЙ ВОТ СОДОМ» , реж. Адам Сандерсон, Мули Сегев, 90 мин.
21.00 «СВАТ» , реж. Ави Нешер , 113 мин
Малый зал
19.00 «НЕОКОНЧЕННЫЙ ФИЛЬМ» , реж. Яэль Херсонски, 87 мин.

4.12.11 (воскресенье)
Большой зал:
21.00 «ПРИМЕЧАНИЕ», реж. Йосеф Сидар, 106 мин.
Малый зал
17.00 «ВНУТРЕННЯЯ ГРАММАТИКА», реж. Нир Бергман, 110 мин.

5 .12.11 (понедельник)
Большой зал
21.00 «МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ», реж. Эран Риклис , 103 мин.
Малый зал
19.00 «САЛЬСА ТЕЛЬ-АВИВ» , реж. Джордж Веллер, 100 мин.

 

 

share
print