Истории

С выставки Глазунова: «Сердце не екнуло, но за труд спасибо!»

Последние недели в голове сидела мысль – надо, надо сходить на выставку Ильи Глазунова в Манеж. А тут как раз – пресс-релиз в почте: « В связи с многочисленными просьбами петербуржцев выставка Ильи Глазунова в ЦВЗ «Манеж» продлена до 4 декабря. Ее уже посетили 50 тысяч человек …».

Еще в пресс-релизе отзывы были приведены. «Низкий поклон певцу русской земли!», «Спасибо огромное за любовь к Отечеству и его народу. Илья Сергеевич Глазунов – это достояние России, великий живописец…». Ну как такое можно пропустить?

Стала подруг и знакомых звать – никто не соглашается. Маме Глазунов еще в молодости не нравился. А я помню, что меня еще, кажется, в детсадовском возрасте на выставку Глазунова водили. Я запомнила не картины, а только детскую свою мысль, что у Ильи Глазунова рисовать получается не хуже, чем у меня – хороший художник.

Пошла одна. Еще в гардеробе услышала извиняющийся женский шепот: «Может, я чего-то не понимаю…». На выставке половина посетителей – глубоко за 60. Топчутся у картин, на лицах - угрюмое сосредоточение. Тоже «не понимают»?

Экспозицию предваряет огромное полотно «Раскулачивание» 2010 года. Головы, головы, головы, иконы, иконы… Драматизм куда ни глянь.

Ничего не чувствую. И никакого эстетического удовольствия не испытываю. Может, тоже не понимаю…

Справа полотно еще более пронзительное: «Рынок нашей демократии».

 Особенно груди девушки с караваем мне покоя не дают – неужто такие бывают?

Понятно, что это «крик» души, нагромождение слов и смыслов, которыми с нами как бы говорит Илья Сергеевич, (хотя по мне так концентрат негатива на основе стереотипов). Только зачем же нам говорить? Ведь искусство вроде бы – это когда «почувствовать»…

Дальше идут десятки картин, смотря на которые с ужасом думаешь, что непонятна композиция, а грубость мазков неясно, чем оправдана… Или ты абсолютно ничего не смыслишь, не понимаешь в таланте художника?...

Или вот картина – что должна мне сказать голова пожилой женщины в нижнем левом углу?

Практически вся выставка составлена из подобных картин.

Но самое потрясающее – среди этого разномастья выставлена одна из первых работ художника, написанная, когда ему было 18 лет, еще в художественной академии, «Портрет старушки» 1948 года.

И вот в ней-то можно найти и про Россию, и про раскулачивание, и про русский характер, вся судьба послевоенной страны – в этих разных пуговицах на старом пальто и в ладненько повязанном платочке… И это, на мой непрофессиональный взгляд, и есть живопись, где и цвет, и композиция, и светотени попали в точку.

На выставке есть карандашные рисунки Глазунова к произведениям Достоевского. Вот у них-то как раз зрителей было намного больше. Я сама до сих пор помню картинки из книги «Неточка Незванова». Вот, например, "Мечтатель", к повести "Белые ночи".

 

В 60-70 годы Илья Сергеевич считался непревзойденным мастером карандашного рисунка. Что с ним случилось потом? Что влияет на талант художника? Вирус патриотического пафоса или расслабленность жизненного довольства и славы?

Вообще, чем меньше о политике, о «судьбах народа», тем живопись Глазунова все более искренна и доступна.

На 2-м этаже – фотовыставка. Глазунов с Примаковым, с Кобзоном, с Собчаком, с Матвиенко, с Путиным, с Ельциным, с Назарбаевым, с Жан Мари Ле Пэном и даже с Алексием II. Уходя с выставки, из любопытства заглянула в книгу отзывов. Зацепила одна фраза: «Сердце не екнуло ни разу, но за труд спасибо!». На том и домой пошла. …

А при словах «певец земли русской», вспоминается другой художник (хотя конечно, можно назвать массу великих имен), но почему-то память извлекла именно его - Константин Васильев. Его выставка, говорят, была когда-то в 80-х в нашем городе.

Этот самобытный живописец, погибший в 1976 году, в возрасте 33 лет, тоже писал картины на былинные темы, на темы русской истории, мифологии. Но КАК он это делал, сколько любви вкладывал к этим молодцам и девицам, сколько силы в русских образах, а главное – сколько уверенности в этом народе, генетической какой-то красоты. Вот, к примеру, картина "Гадание".

"Старец"

"Встреча"

Хочется быть причастным именно к этим корням.

В Москве есть маленький музей Константина Васильева и клуб любителей его живописи. Администрация района планирует выселить музей вместе с картинами, так как помещение в плачевном состоянии, а денег на ремонт нет. В 2009 году музей подожгли, затем рейдеры пытались отсудить музей у его хранителей. Почитатели творчества Васильева спешно собирают средства на завершение ремонта музея на сайте http://vasilyev-museum.ru.

 

share
print