Истории

Финское кино: шутки с каменным лицом и без хэппи-энда

«Неделя кино Финляндии» пройдет в Петербурге с 25 ноября по 4 декабря.

Алексей Дунаевский, киновед, организатор XXI Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге, рассказал MR7 об особенностях фестиваля этого года и о специфике финского кино.

-Чем удивит и порадует фестиваль этого года?

В этом году мы отобрали восемь фильмов для показа. Главный критерий - это победы на международных фестивалях, высокие международные премии. Почему мы относимся так серьезно? Потому что не все, что снимается в Финляндии, в России пройдет на «ура».

Российский зритель не очень готов к темпу рассказа, к манере финских режиссеров. Некоторые финские картины отсылают к финской литературе, которую мы подчас не знаем. Мы стремимся отобрать фильмы, которые будут восприняты легко, темы, которые вызовут соучастия зрителей, а не работу мозга.

Обращаем внимание также на национальные кассовые сборы. Картина режиссера Доми Карукоски «Лапландская Одиссея» - суперхит финского проката. Творчество этого режиссера очень интересно, потому что Карукоски никогда не ставил задачу нравиться всем, хотя бы даже финским зрителям. И тут вдруг такой грандиозный, немыслимый успех. Картина обошла по сборам голливудские боевики и «Гари Поттера».

Будут ли в программе картины молодых режиссеров?

Яркий представитель нового поколения финской режиссуры - Доми Карукоски. Хотя совсем недавно под финским кино понималось творчество братьев Каурисмяки. Нет, там уже другое поколение правит балом. Мы также следим за новичками, которые делают первые шаги в кинематографе.

Кстати, Финляндия – страна, которая очень трепетно относится к дебютам женщин, и женской режиссуре вообще. И вот героиня нашей «Недели» - Зайда Бергрот с картиной « Хороший сын», которая откроет программу показов. Картина с успехом была показана на фестивале в Торонто, получила награды в Чикаго на фестивалях молодых постановщиков.

Кто из мэтров представлен в программе?

Это, конечно же, Олли Саарела, один из успешных, удачливых режиссеров среднего поколения. «Служитель зла» - новая его работа. Это не просто финский детектив, что само по себе уже очень интересно. Это еще детектив по книжному бестселлеру. Так что мы еще познакомимся с творчеством популярного финского писателя Матти Юрьяны Йоэнсуу. А еще картина нам предлагает новую актерскую работу, я не побоюсь этого слова, артиста номер один, самого популярного актера финского кино Петера Францена.

Отмечу, что фильмы неизвестных постановщиков ничем им не уступают, а иногда даже в чем-то превосходят мэтров. Например, картина «Томас», которая рассказывает об одиночестве юноши. Это блестящая работа, которая из-за ряда случайностей не оказалась в программе фестиваля 2008 года. И режиссер, кстати, совершенно неизвестен нашим зрителям.

Каковы современные тенденции финского кино: куда оно движется, как изменилось за последние годы?

Вы, наверное, ожидаете от меня ответа, что финское кино коренным образом перестроилось, отказалось от своих старых подходов. Нет, ни в коем случае. Кино тем и хорошо, что финны верны собственному взгляду на мир. Это означает, что финны не зациклены на том, что о них подумают другие.

Финны снимают без оглядки на международный успех. Снимают спокойно свое авторское кино и очень верны своей литературе, истории. Такая картина есть в программе фестиваля - «Принцесса». Финская кинематография много времени посвящает молодежи, ее проблемам, месту в современном обществе, чаяньям, конфликтам. У нас четыре картины на фестивале абсолютно молодежные по своему содержанию.

Что касается каких-то революций, то в Финляндии есть режиссеры сугубо коммерческого кино, например, Алекси Мякели. Он опровергает миф о том, что финские режиссеры не могут работать по американским стандартам. Он каждый год доказывает это своими триллерами, криминальными фильмами, кинобиографиями. Есть еще "финские деревенщики", эти режиссеры очень остроумно умудряются превращать темы финской деревни в нечто популярное.

Какой фильм надо посмотреть, чтобы понять, что это по-настоящему финский фильм?

Все восемь фестивальных картин очень и очень финские. Не ожидайте от них, что их можно сравнить с голливудскими клише. Все фильмы сделаны в национальном духе.

Но, есть ли отвечать на вопрос прямо, то очень финский фильм - это «Томас» об одиноком мужчине, еще картина «Лапландская Одиссея», которая показывает, над чем финны смеются, чем финны дорожат, - это фильм «Принцесса», что финны не любят - это картина «Нахалы».

Для меня также очень финский фильм «Август» о молодом человеке, который влюбляется в каждую девушку, которая к нему приближается. С одной стороны это универсальная вещь, но финны первые обратили на это внимание. Очень трогательная картина.

Чем отличается финское кино от российского?

Кинематограф - это универсальный, международный язык, поэтому здесь сложно увидеть резкое отличие. В кинематографе заложено нечто чудесное, что подчас зритель забывает о том, где сделана эта картина. Так что я в кино отличий особых не наблюдаю.

Вот в жизни это отличие просматривается. Финны гораздо более обстоятельные люди. Мы, например, в разговоре легко приходим к мнению, к отрицанию или мгновенному приятию. А финны склонны поразмыслить. Им кажется, что жизнь настолько многогранна, что ответ сразу не приходит.

В кино это тоже о хорошо видно, потому финские режиссеры и операторы «всматриваются», они не спешат со страшной скоростью рассказать историю, которая нравится. Они понимают, что кинематография - это искусство камеры, искусство наблюдения за жизнью, тем более, когда жизнь конструируется самим режиссером.

Почему многие киноленты очень грустные, ведь Финляндия считается благополучной страной?

Очень грустные подчас. Но количество комедий, которых выходит в финском кинематографе, говорит о том, что грусть не является доминантной эмоцией. Финны очень сентиментальны в искусстве. Они любят грустить. Они приходят в кино подчас, чтобы испытать нечто напоминающее меланхолию.

То есть они понимают, что кино - индустрия развлечений, но это ассоциируется у них с американским кино. А вот если это национальное кино, то туда стоит пойти, заплатить эти деньги для того, чтобы поплакать где-то, взгрустнуть, увидеть финал, где нет «хэппи-энда».

А как реагирует зритель на финский юмор?

По-разному. Например, мы показывали фильм «"Футбольный клуб "Венера", там до гомерического хохота. Фильм Марка Полонена «Король лесосплава» мы были вынуждены показать еще несколько раз, потому что кинотеатр ломился от желающих посмотреть.

Финны шутят с каменым выражением лица, они говорят страшно смешные вещи, и при этом никак не помогают тебе рассмеяться. И это страшно смешно. Вот Аки Каурисмяки приучил смеяться над такого рода шутками – над ними стало модно смеяться. Поэтому финские комедии пользуются успехом.

Понимают ли финское кино в мире? В России?

Прекрасно понимают. Между прочим, мода на финское кино возникла не у нас в России, а в США. Именно там был открыт режиссер Аки Каурисмяки, именно там был создан культ этого режиссера, затем мода перекочевала во Францию, после чего уже мы стали проводниками этой моды на территории Петербурга

Какие финские ленты популярны у самих финнов и почему?

Самым популярным фильмом прошедшего сезона стала «Лапландская Одиссея».

ТОП – 5 финских лент, которые обязательно стоит увидеть российскому зрителю:

1. «Мужчина без прошлого»
2.« Неприкаянные»
3.«Братки»
4. «Король лесосплава»
5.«Дорога на Рукаярви»
 

Справка "МР"

Расписание показов "Недели кино Финляндии":
25.11.11 (пятница)
18.30 Торжественное открытие фестиваля.
"Хороший сын", реж. Зайда Бергрот, 87 мин.

26.11.11 (суббота)
19.10 "Лапландская одиссея", реж. Доме Карукоски, 100 мин

27.11.11 (воскресенье)
19.00 "Принцесса", реж. Арто Халонен, 104 мин.

01.12.11 (четверг)
19.20 "Ирис", реж. Ульрика Бенгтс, 90 мин.

02.12.11 (пятница)
17.30 "Томас", реж. Миика Сойни, 70 мин.
19.00 "Август", реж. Оскари Сипола, 110 мин.

03.12.11 (суббота)
19.00 "Служитель зла", реж. Олли Саарела, 106 мин.

04.12.11 (воскресенье)
19.15 "Нахалы", реж. Лаури Нурксе, 95 мин.

  • Киноцентр «Родина», Караванная ул., д.12
  • Дополнительная информация на сайте: www.instfin.ru


 

share
print