Истории

Шизофрения должна быть прекращена: 1500 петербуржцев просят убрать советские названия улиц и площадей

Вчера губернатору Петербурга и топонимической комиссии города были переданы 1500 подписей жителей города за переименование 38 улиц, площадей и скверов.

Подписи были собраны радиостанцией Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Слушатели радио просят вернуть все дореволюционные топонимы, которые так и не были возвращены после 1991 года, а также убрать с карты города имена людей, запятнавших себя преступлениями против человечества.

Речь идет о следующих фамилиях и понятиях:

Ленин, Киров, Калинин, Дзержинский, Луначарский, Урицкий, Володарский, Войков, Воровский, Куйбышев, Кингисепп, Робеспьер, Марат, Маркс, Энгельс, Либкнехт, Люксембург, Хо Ши Мин, Дыбенко,

Крыленко, Антонов-Овсеенко, Нахимсон, Свердлов, Бела Кун, Ворошилов, Тухачевский, Фрунзе, Дундич, Демьян Бедный, Коллонтай, Кржижановский Лейтенант Шмидт

А также: Советский, Пролетарский, Большевики, Красный Октябрь, Чекисты, Восстание.

По закону решение о смене названий выносит губернатор Петербурга, и теперь все зависит от его позиции.

По словам Даниила Петрова, вице-президента фонда поддержки исторических традиций «Возвращение», в 2010 году, когда активно менялись таблички на домах, подобное обращение было адресовано Валентине Матвиенко. Но она его не поддержала, и хороший повод был упущен.

Если в этот раз новый губернатор поддержит просьбу петербуржцев, следуюшим этапом станет народное обсуждение тех имен, которые должны прийти на смену советским.

Подходить со скальпелем

Члены Топонимической комиссии Андрей Рыжков и Алексей Ерофеев обращение поддерживают, правда, считают, что в таком вопросе «надо подходить со скальпелем, а не с топором».

Например, несмотря на то, что доказана вина Белы Куна в гибели тысяч людей, улицу, названную его именем, стоит переименовать не прямо сейчас, а в момент открытия станции метро «Международная» - и назвать тоже Международной. 

Что касается названий районов города, скажем, Кировского или Фрунзенского, решение об их замене зависит от Законодательного Собрания Петербурга.

Частные названия, например, ОАО «Кировский завод», могут сменить только акционеры.

По мнению Андрея Рыжкова, члена Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, настало время окончательно избавиться от идеологической основы присвоения названий. Задача возвращения – никого не наказать, а вернуть исторические названия, которые обладают собственной культурной ценностью.

«Очень многие наши сограждане считают, что если фамилия меняется, значит человек в чем-то виноват. Это не так. Вспомните, как в 90-х убрали улицы Гоголя и Салтыкова-Щедрина, то это не значит, что они плохие, просто цель - вернуть исторические наименования», - заявил Рыжков.

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радиостанции «Град Петров», отметил, что циклом передач о смене топонимов коллектив хотел прежде всего обратить внимание на нравственную составляющую нашего общества.

«Если в топонимах заложены имена людей, которые совершали преступление и это доказано, то сохранять такие названия безнравственно. В Германии не может быть улицы Гитлера, потому что Гитлер построил автобан и дал всем работу. И Германия живет совсем не так как мы. У нас же сколько угодно таких примеров».

По его словам, участие жителей в сборе подписей – это и элемент построения гражданского общества, переход в гражданским действиям.

Он также напомнил, что в феврале 2011 года на Архиерейском Соборе русской православной церкви было принято постановление «О мерах по сохранению памяти новомучеников и исповедников и всех невинно пострадавших», где одной из мер была заявлена «разъяснительная работа в обществе, для того чтобы в названиях в населенных пунктах не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследования, уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру».

Кандидат юридических наук Даниил Петров напомнил слова академика Дмитрия Лихачева о том, что топоним – это такая же культурная ценность, как любой памятник истории. И сохранять надо и то, и другое.

«Передо мной лежит закон о терроризме. У нас одним из видов террористической деятельности считается пропаганда идей терроризма, распространение материалов, призывающих к террору либо оправдывающих его.

По всей стране у нас улицы Халтурина, Софьи Перовской, Желябова, Каляева. Это классические террористы. Их технологии исполнения терактов не отличаются от тех, которые были использованы при взрывах в Москве» - заявил Даниил Петров.

Он отметил, что необходимость замены документов при смене названия улиц – это миф. Ни один закон не обязывает изменять документы.

Граждане должны менять документы только в случае переезда. Налоговые органы, почта, к примеру, получают информацию обо всех переименованиях.

Другой вопрос – где взять деньги на новые таблички? По словам Петрова, можно найти меценатов, они есть в Фонде «Возвращение», который он представляет. (Фонд также выходил с инициативой о захоронении тела Владимира Ульянова и возвращении двуглавого орла на Кремль).

Кандидат исторических наук Кирилл Александров заявил, что в стране есть даже юридическое обоснование для смены топонимов. Это действующее постановление Конституционного суда от 9 ноября 1992 года.

В нем дана оценка существовавшему семь десятилетий режиму и деятельности людей, которые были активными участниками репрессивных решений. Многие фамилии сегодня остались в названии улиц.

«Вы помните, как было перезахоронено тело императрицы Марии Федоровны? – вспомнил Александров. - Гроб с ее телом везли мимо памятника человека, который принял решение об убийстве ее сына и его семьи. Либо мы хороним мать последнего императора, либо мы не совершаем кощунства! Я имею ввиду памятник Ленину на Московском проспекте. Это абсурд. Эта шизофрения должна быть прекращена. Она порождает разруху в головах и полное равнодушие людей к тому, где мы живем».

Поддерживает инициативу с переименованием и Иван Краско, народный артист России. «Мне кажется справедливым, чтобы имена улиц, площадей нашего великого города были достойными в высоком нравственном смысле, - сказал артист собравшимся. - В самом городе заложена некая аура, которая вытесняет эти названия. Но есть у нас Веселый поселок, где много коммунистических названий, которые можно сменить. Правда, может быть, Александра Коллонтай ничего такого и не сделала, была советским послом – так что надо серьезно и скрупулезно это делать. Историческая справедливость требует скрупулезного и дифференцированного отношения».

share
print