Истории

В храм «Спас на Крови» вернутся Царские врата

В Петербурге воссоздают памятник церковного искусства – Царские врата из храма Воскресения Христова «Спас на Крови».

Царские врата из серебра и золота, с разноцветными эмалями на створках и позолоченными киотами были разграблены в 1917 году. Подарок «от благодарного российского купечества» был разломан по кускам, а все что от него осталось потомкам – голые створки из черной стали с зияющими отверстиями для креплений.

Музей-памятник «Исаакиевский собор» (в который входит и храм Спас на Крови) поставил перед ООО «Возрождение Петербурга» сложнейшую задачу – восстановить Царские врата максимально близко к оригиналу. Стоимость заказа – 19 миллионов рублей.

«В наши дни мастеров, работающих в таких техниках, просто нет – подобных задач уже никто не ставит» - призналась «МР» Лариса Соломникова, художник по эмалям, ответственная за декоративное убранство в технологии горячей эмали.

Самые опытные мастера – литейщики, чеканщики, эмальеры - были привлечены компанией «Возрождение Петербурга» из художественно-промышленной академии имени Штиглица. Технологии осваивались «на ощупь».

Сказать, будут ли новые Царские врата аналогом старинных, нельзя. О том, как они выглядели в начале XX века, говорят только несколько частично засвеченных черно-белых фотографий 1907 года.

«Неизвестно, какие цвета использовались и комбинировались на эмалевых барельефах, - говорит Лариса, - Мы решили, что они должны соотноситься с разноцветным убранством алтаря – там есть тона зеленого, розового, голубого, сиреневого».

Цвета для эмали пришлось искать за границей – сегодня в России даже нет такой палитры. Изначально была идея сделать их очень яркими. Попробовали, но оказалось, что цвет темнеет на большом расстоянии. Сделали чуть приглушенными. Пришлось долго работать со светотенью и бликами.

Еще одна сложность – рельефность и большой объем. Сегодня горячую эмаль используют для небольших украшений, но не для целых пластин с рельефными цветами! Чтобы положить эмалевую краску, металл нужно много раз обезжирить, протереть разными щеточками, нанести сверху специальную сеточку, чтобы эмаль точно припаялась к месту, и все это должно выдержать пять обжигов в печи.

Пластины с эмалями переделывали не один раз. Не менее трудоемким оказалось литье киотов, нащельника и элементов отделки с посеребрением и позолотой.

«Очень долго делались модели, - рассказывает Виктор Никольский, мастер-литейщик. - Они изготавливаются сначала из пластилина, потом из воска, потом из бронзы, затем с бронзы снова снимается форма и снова делается модель из воска, и потом уже из серебра. На каждом этапе нужно аккуратно работать напильниками. Месяца три уходит на одну небольшую деталь».

Царские врата – это вход в алтарь, по сути, символизирующий вход в рай. Во многих храмах России их делали из дерева, с резьбой, изображающей цветы. Но храм Спас на Крови, являясь местом смертельного ранения царя Александра II, был личным храмом императорской семьи, и здесь все было особенным и пышным.

На днях специалистам из КГИОПа была продемонстрирована первая контрольная сборка Царских врат. Впереди еще сложная монтировка, полировка, монтаж. Эмаль – это стекловидный слой, очень хрупкий при нажатии, и закрепление металла в эмали – например, киотов с иконами - требует большой внимательности и аккуратности.

Представить Царские врата горожанам обещают уже к Новому году.

share
print