Истории

Ученые Петербурга создали «невыгодное» лекарство для профилактики рака

Петербургские ученые из Института высокомолекулярных соединений РАН и Института онкологии имени Петрова создали препарат от рака мочевого пузыря. Но нет заказов – нет и производства.

Евгений Федорович Панарин, директор Института высокомолекулярных соединений РАН, тяжело опускает на стол фолиант, посвященный препарату поглюкару, который предотвращает рак мочевого пузыря.

«Я был молодым, когда мы начинали, - с горькой улыбкой говорит седой профессор. - Сегодня все готово: регистрация в реестре лекарственных препаратов, подробная технология его производства. Есть даже предприятие, которое может выпускать лекарство. Но ему нужны заказы, а их нет. А в это время тысячам людей можно было бы продлить жизнь!».

БЕРЕГИТЕ МУЖЧИН. Среди онкозаболеваний рак мочевого пузыря в России занимает 8-е место у мужчин и 18-е у женщин, по данным Минздрава. По данным uroportal.ru, им ежегодно заболевает от 11 до 15 тысяч человек, из них 7-8 тысяч умирают. У мужчин болезнь встречаются в 4-5 раз чаще.

Один из факторов риска - работа в контакте с ароматическими аминами (пластмассовые, красильные, алюминиевые, резиновые производства). А это, как правило, мужчины-рабочие, которые к 40-50 годам ложатся на операцию, что далеко не всегда гарантирует выздоровление. Через год возможен рецидив.

По словам Геннадия Плисса, профессора Института онкологии имени Петрова, последнее время болезнь молодеет. Случаи рака стали чаще выявляться у водителей автотранспорта. Возможно, из-за задержки мочи и воздействия бензина. Рак мочевого пузыря на первых порах не дает о себе знать.

Иногда в моче появляется кровь, но мужчины часто отмахиваются от первых симптомов. Развивается папиллома, а затем и опухоль.

В начале 1970-х годов Министерство химической промышленности поставило ученым задачу создания препарата, который бы предупреждал рак мочевого пузыря и его рецидивы после операции.

Это были годы расцвета лакокрасочной промышленности, пик развития переживал и завод резиновых изделий «Красный треугольник».

ОТГАДКА НАЙДЕНА. «Мы начали исследования на пустом месте. Было известно только одно вещество, которое препятствует новообразованию – лактон сахарной кислоты, - рассказывает Евгений Панарин. - Он подавляет активность такого фермента как бета-глюкоронидаза.

Этот фермент расщепляет токсины на разные вещества, включая канцерогены, вызывающие рак. Ситуация развивается как снежный ком – чем больше человек контактирует, например, с ароматическими аминами, тем больше вырабатывается этот фермент, а значит, и растет количество канцерогена».

Лактон сахарной кислоты может подавить фермент, и тогда токсин будет выведен из организма, не расщепляясь. Но для этого мужчинам из группы риска пришлось бы есть его ложками каждые 2-3 часа!

Ученым нужно было придумать лекарство пролонгированного действия, в удобной для приема лекарственной форме. И они придумали: обнаружили, что некоторые полимеры способны локализоваться в прямой кишке, там задержать фермент, после чего он выходил из организма.

«Идея в том, чтобы это свойство использовать – задержать всасывание фермента, присоединив полимер, - говорит Панарин. – Так мы получили вещества, которые можно применять 2 раза в неделю – в кишечнике создается «депо», и постепенно фермент выводится, не совершив своего опасного действия».

10 ЛЕТ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. На синтез соединения, создание первой субстанции порошка «Поглюкар», на эксперименты с животными ушло больше 10 лет. Опыты вел Институт онкологии имени Петрова под руководством профессора Геннадия Борисовича Плисса.

Сначала надо было разработать модель, чтобы вызвать опухоль мочевого пузыря у животных. Сделали. Испытали на мышах, крысах, свинках, кроликах, собаках. Нужно было доказать эффективность, безвредность, изучив воздействие на центральную нервную систему, кроветворную, репродуктивную.

Гигантсткий объем экспериментальной работы показал отличную эффективность. Следующей задачей химиков из Института высокомолекулярных соединений РАН стало создание химической технологии для промышленного производства. Одно – синтезировать 150 граммов вещества в лаборатории, другое – выпускать десятки килограммов.

Годы были потрачены, чтобы создать опытную установку для производства. Еще 5 лет ушло на нормативно-техническую документацию и удовлетворение всех замечаний государственных фармакологических инстанций.

В итоге было получено разрешение на проведение клинических испытаний на людях. Исследование провели в трех клиниках – в Петербурге, в Белоруссии и в Подмосковье. 150 больных после операции по удалению опухоли мочевого пузыря принимали лекарство в течение 2 лет.

«Итог: у одной трети больных рецидива рака не возникло. По нашим меркам, это очень хороший результат. Надо учесть, что среди больных были люди на разной стадии лечения, если начинать как можно раньше, то эффективность будет выше» - говорит профессор Плисс.

ОКАЗАЛИСЬ НЕ У ДЕЛ. В 2000-м году ученые наконец-то получили регистрационное свидетельство о внесении «Поглюкара» в реестр лекарственных средств. Казалось бы: спасительное для тысяч людей лекарство должно срочно поступить в производство.

Но в стране были другие времена. Развалилось крупнейшее предприятие по выпуску лекарств «Фармакон» – единственная надежда ученых.

«Мы встречались с разными предприятиями – у них нет возможностей для сложного синтеза. Вели переговоры с Китаем – но там предложили унизительную цену. Встречались с бизнесменами – но им нужна быстрая прибыль», - объясняет директор Панарин.

Не так давно нашлось предприятие - СКТБ «Технолог». Технологию апробировали и сделали вывод, что выпуск «Поглюкара» на базе СКТБ возможен.

Но все дело в том, что предприятию нужен госзаказ, а его нет. Ученые написали президенту, премьер-министру, встречались с бывшим губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, обивали пороги в комитете по здравоохранению. Но пока – безрезультатно.

«Это только один пример из многих, которые я мог бы вам рассказать», - нервно махает рукой Евгений Федорович.

share
print