Истории

Критики и зрители обсуждают спектакли, удостоенные «Золотого Софита»

8 ноября в Михайловском театре прошла XVII церемония награждения лауреатов высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2010–2011 годов. «МР» собрал мнения профессионалов и обычных зрителей о драматических спектаклях, удостоенных самой престижной награды города.

Лучший спектакль на большой сцене 

«Три сестры» в постановке Льва Додина. Малый драматический театр.Театр Европы. Лауреат

Когда посмотреть – 22 ноября.

Мнение критика

Жанна Зарецкая, газета "Вечерний Петербург", 19 октября 2010 года.

«…спектакль, которому, несомненно, уготовано место в истории театра начала XXI века. В нем разлито пять пудов любви, но он с традиционной для этого театра прямотой и безжалостностью говорит о невозможности любви и предлагает единственно возможный алгоритм выживания в сегодняшнем мире. А заодно доказывает, что жизнь человеческого духа по-прежнему самое интересное и значительное, что может увидеть зритель на сцене».

Мнение зрителя Елена, www.bileter.ru

«…Этот спектакль...не буду его ругать, просто он на любителя… Я не буду возмущаться по поводу лишних поцелуев, скупых декораций, переставленных акцентов. Право режиссера ставить так, как он хочет. Просто этот спектакль "не мой". Тоска по любви, отсутствие ее - это можно показывать по-разному. …Учителям, если они хотят показать эту пьесу школярам, лучше бы пойти либо в Молодежный, …либо в Театр Дождей, там покороче, …но все добротно и традиционно. Короче, спектакль Додина неплохой, но на большого любителя».

Номинант -«Ромео & Джульетта» в постановке Галины Ждановой. Театр на Литейном.

Когда посмотреть - 25 ноября

Фото с сайта www.naliteinom.ru

Мнение критика. Ренанский Д.//Империя драмы. 2011. №47. Источник www.naliteinom.ru

«…Сюжет номер один связан с условным миром условного гламура, представителями которого ожидаемо выступают кланы Монтекки и Капулетти, — и воплощается с помощью набора штампов разной степени использованности: розово-белой гаммы костюмов, утрированно манерных интонаций…

…Подспудно разрабатывается сюжет о тотальном инфантилизме сегодняшнего общества, сам по себе тоже не отличающийся свежестью. Но важно тут то, что историю кидалтов не способен внятно разыграть ни один из актёров, определённых на заглавные роли. …

Галина Жданова (режиссер – авт.) интуитивно тяготеет к тому театру, что …Театру, освобождённому от привязок к какой-либо исторической или социальной конкретике (костюмы Екатерины Малининой в равной мере апеллируют как к старинным нарядам, так и к моде сегодняшних хипстеров) — но при этом звучащему пронзительно современно.

Мнение зрителя. Наталья, источник - www.bileter.ru

«Спектакль просто потрясащий. Правда первые 20 минут очень хотелось уйти, но…. в конце второго действия было уже безумно жаль, что спектакль закончился. Но! Любителям классики категорически не советую. Это не просто Ромео и Джульетта на современный лад. Это сумасшедший дом. И понравится он лишь тем, кто готов на пару часов сойти с ума».

Номинант - «Дети солнца» в постановке Владимира Туманова. Театр на Васильевском.

Когда посмотреть – 17-18 декабря

Фото с сайта www.satira.spb.ru

Мнение критика. Павел Чердынцев, источник –www.zhizn-teatr.ru

«На вопрос: "Понравился мне спектакль, или нет?" – я могу твердо сказать: "Да, понравился", – и также твердо тут же сам себя опровергнуть: "Второй раз смотреть ни по чем бы не стал". Отчего? Откуда столь очевидные противоречия в оценке? С одной стороны – создатели спектакля, в особенности художник Александр Орлов, сделали все, что могли, для того чтобы придать не самой лучшей горьковской пьесе достойный сценический вид.

С другой – режиссер слепо повиновался драматургу, и даже превзошел его по хаотичности мышления, не выбрал для себя и своего спектакля главенствующей сюжетной линии, в итоге каша в одном горшочке сварилась одновременно и манная, и гречневая, и геркулесовая…».

Мнение зрителя. Евгения, www.bileter.ru

«Отличный спектакль! Я никогда не была поклонницей М.Горького, но этот спектакль изменил мое отношение к его произведениям. Актерский состав выше всех похвал. Великолепен Е.Леонов-Гладышев, советую смотреть спектакль с ним. Роль Протасова также играет С. Лысов, но мне не понравился он в этой роли»

Лучший спектакль малой формы 

«Три сестры» в постановке Льва Эренбурга. Театр-студия «Небольшой драматический театр». Лауреат.

Фото с сайта nebdt.ru

Когда посмотреть – 30 ноября, 14 декабря

Мнение критика Катерина Павлюченко, «Санкт-Петербургские ведомости», Выпуск № 006 от 17.01.2011

«…впервые в постановке Льва Эренбурга нет физиологии как таковой. Того, чем он, врач по первому образованию, всегда так славился: кишки на сцене, натурального вида сгустки крови и так далее...

«Три сестры» у него получились великолепным, глубоким психологическим анализом, очередной человеческой попыткой ответить на вопрос: почему же на свете нет счастья?

Почему максимум, что людям отведено, – это покой и воля? Почему мы не видим возможного счастья, которое совсем рядом? И понимаем, как Ирина, что уже слишком поздно, лишь когда не остается в живых того человека, который бы помог нам завязать непослушный шнурок...»

Мнение зрителя Игорь Маликов, vkontakte.ru, группа «Небольшой драматический театр Льва Эренбурга»

«Возможно это лучший спектакль в НДТ, пока рано говорить, только отпремьерили. Хочется посмотреть еще, и не раз. ..Счастлив за себя, ведь в моей жизни был такой спектакль. Надеюсь, не в последний раз».

Номинант - «Ваш Гоголь» в постановке Валерия Фокина. Александринский театр.

Когда посмотреть – 20 ноября, 6 декабря

Фото с сайта alexandrinsky.ru

Мнение критика Елена Горфункель, «Империя драмы», №46, май 2011

«…Это спектакль о человеке, магнитом притягивающим всех, кто имел неосторожность подойти к нему слишком близко. И очарование веселья, которое сам Гоголь ценил в себе, сменяется тревогой и отчуждением. Недоверием и — как мы знаем — даже осуждением.

Спектакль о реальном человеке, с реальной судьбой и роковой ролью в русской культуре…. …В единицу времени вложено слишком много информации — фактов, отсылок, ассоциаций, метафор, наконец, — чувств. … И в названии спектакля — «Ваш Гоголь», как ни коротко оно, тоже есть целая гамма эмоций. …Это и подпись, и вызов и ответ: таков ли Гоголь, каким его «проходят», цитируют, поминают?»

Мнение зрителя Марина Дузенко-Иванова, группа «Александринский театр», vkontakte.ru

«…Чем ещё, казалось бы, мог удивить Фокин? Удивил не то, что с начала спектакля – прежде. Не удивил даже – шокировал. Столом. Когда мы сели за стол, а на столе – он (Гоголь - Волков), съёжившийся, больной, умирающий человек. Мы сели за стол, а он подан, как на блюде – кушайте. Честное слово, захотелось уйти. …

Спектакль о предназначении Художника. Наша задача, по-моему, увидев Человека в Художнике, оставить, наконец, потребительское к нему отношение. …такое духовное напряжение в течение часа не каждый выдержит… И складывается ощущение, что Гоголь не был болен, был болен мир вокруг него – с врачами, пиявками и публикумом, который после смерти «зацементировал» образ писателя в парик и усы.»

Номинант - «Стриптиз» в постановке Льва Стукалова. «Наш Театр»

Фото с сайта www.teatr-nashteatr.ru

Когда посмотреть – 15-16 декабря, Дом Кочневой

Мнение критика, www.timeout.ru

«Название пьесы польского классика абсурдизма не стоит воспринимать буквально. Хотя «снятие всех покровов, голую правду обо всех и о каждом» зритель, несомненно, обнаружит. Герои спектакля в исполнении Сергея Романюка и Василия Шелиха, дискутируя о внутренней и внешней свободе, в жанре интеллектуальной клоунады предельно обнажают человеческую природу.

Процессом руководит «рука сверхъестественных размеров, похожая на символ руки в манжете, с вытянутым указательным пальцем, встречающийся в старинной графике» (этот бессловесный персонаж невозмутимо и отточенно играет Марианна Лучинина)».

Мнение зрителя Светлана, www.timeout.ru

«Было бы смешно, если не было бы так грустно» - вот, пожалуй, что хочется сказать после просмотра. Спектакль про нас, про нашу жизнь и Наш Образ Мыслей. И пускай всё немного завуалированно, каждый без труда сможет узнать в этом фарсе день сегодняшний и себя в нём. Актёрский дуэт С. Романюка и В. Шелиха делает почти невозможное - заставляет смеяться над тем, что в жизни не вызовет и тени улыбки, скорее даже наоборот...»

Специальная премия «Событие сезона» - спектаклю Александринского театра «Счастье» в постановке Андрея Могучего (для детей от 9 лет, по «Синей птице» Мориса Метерлинка)

Когда посмотреть 20 ноября, 25 декабря

Мнение критика Елизавета Снаговская, www.formalnyteatr.ru

«Герои одеты в гротескные яркие почти «пластилиновые» костюмы и существуют в условном пространстве. …В спектакле существует не только параллельный мир снов, но и видео-реальность, которая продолжает жизнь героев. Молодым зрителям точно запомнится зрелищный мир спектакля. Оркестр не только накалит эмоции, но и поднимет, рассказанную историю над бытом. А ведь в этом масштабном мультике история разворачивается серьезная: девочка Митиль взрослеет, понимает, что нельзя жить без любви к людям».

Мнение зрителя Эвелина Маркова, www.vkontakte.ru, группа «Александринский театр»

«Сильное впечатление, прямо сильнейшее. Эмоции яркие, хочется их выплескивать. Честно говоря, эффект сокрушительный. Моя психика трещит по швам! Сказочно, художественно, ярко. Сомневаюсь, что испытывала что-то подобное от спектакля хоть когда-нибудь. И кстати, да, измененное название - то, что надо. Адекватно акцентам, расставленным режиссером».

Напомним, «Золотой Софит» в 2010-м году получили:

Лучший спектакль на большой сцене

- «Гамлет» — в постановке Валерия Фокина. Александринский театр.

- «Поздняя любовь» — в постановке Владимира Туманова. Молодежный театр на Фонтанке.

- «Изотов» — в постановке Андрея Могучего. Александринский театр.

- «Дни нашей жизни» — в постановке Юрия Цуркану. Театр «Русская антреприза» им. Андрея Миронова.

Лучший спектакль малой формы

«Каин» — в постановке Александра Баргмана и Анны Вартаньян. «Такой театр», Театр-фестиваль «Балтийский дом».

share
print