Истории

Борис Эйфман рассказал о мировой премьере балета «Роден»

Петербуржцы увидят его первыми - 22 ноября.

Мировая премьера балета Бориса Эйфмана состоится в Петербурге 22 ноября на сцене Александринского театра. Европейская премьера пройдет в Москве 22, 23, 24 мая в рамках Открытого Фестиваля Искусств «Черешневый лес» на сцене Большого театра.

Новый балет Бориса Эйфмана «Роден» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

История их страсти трагична. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели.

Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины.

Целых 30 лет суждено было провести ей в клинике для умалишенных, где Камилла Клодель умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.

Борис Эйфман - о новом балете:

Об истории

В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести. На языке тела мы говорим о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.

Спектакль «Роден» - это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника.

Я надеюсь, что зритель, который знает историю Родена и Камиллы, увидит что-то новое в их взаимоотношениях - то, что невозможно выразить ничем, кроме языка тела.

О воплощении

У нас в балете нет приема оживления скульптур. Наоборот, мир вокруг Родена превращается в каменный. Мы как раз хотели найти другие пути соединения скульптуры и хореографии. Поэтому скульптур в декорациях нет, но будут композиции, которые  указывают на то, что это мир Родена, то, что его волновало. Но это, скорее, процесс, а не результат.

Об идее

Я понимаю, что мог бы взять что-то полегче - легче сюжет или классические партитуры. Но я иду мучительным путем. Почему? Наверное, потому что я художник, и мне интересно работать с таким материалом, который мне близок.

Роден, его мир, мне понятен и близок. Он - человек, балансирующий между творчеством и внешним миром. Художник по сути всегда эгоист, но есть и внешний мир с его правилами и обязательствами. Нарушая эти правила, он делает больно окружающим. Как найти этот баланс между эго и окружающи миром - тема мне близкая. 

Тема безумия, которая меня преследует уже много лет в творческой жизни, тоже до сих пор меня притягивает. Не знаю, к чему все это приведет в итоге. Но я стараюсь делать только то, что меня самого волнует.

О будущем

Кроме спектаклей и театра, я думаю об Академии танца, которую, надеюсь, достроят к концу года, а еще через год она сможет принять детей.

Я хочу сделать балетное Сколково на базе Академии. Пригласить педагоов из Франции, Америки. Взять с мира все самое лучшее и дать новый виток развития российскому балету.

Мы очень многое потеряли за последние 20 лет - и в самом отношении и воспитании балетных артистов, и в педагогических кадрах. Будем возрождать, чтобы появился современный тип нового поколения балетных актеров.


Олег Габышев, исполнитель Родена:

Было сложно в том плане, что в спектакле Родену то  60 лет, то он перескакивает в молодость, то в средний возраст. Прием интересный - зритель путешествует во времени.

Чтобы вжиться в возраст, я много общался со старшим поколением, даже бороду отрастил - -это как-то мне помогает почувствовать возраст.

Камиллу будет танцевать Любовь Андреева - новая солистка театра, которая приехала из Минска, партию жены Родена Розы исполнит известная по другим работам театра Нина Змиевец .

 

 

 

 

 

share
print