Истории

Депутаты приняли законопроект об уголовной ответственности лазерным хулиганам

Пока только в первом чтении.

Сегодня депутаты Госдумы одобрили законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за хулиганские действия, угрожающие безопасности транспорта и пассажиров. В первую очередь под такими действмиями подразумемаются случаи, когда при помощи лазерных указок хулиганы пытались ослепить пилотов.

Законопроект готовили единороссы Владимир Васильев, Владимир Плигин, Михаил Гришанков, Александр Москалец и Сергей Шишкарев.

Предполагается изменить 213 статью УК РФ (Хулиганство). Уголовная ответственность грозит и детям старше 14 лет. Депутаты от КПРФ предложили наказывать не "14-летних юнцов", а продавцов указок.

В этом году «лазерных атак» на пилотов пассажирских самолетов стало почти в десять раз больше, чем в прошлом. Каждая попытка ослепления летчика лазером может закончиться катастрофой.

В 2010 году в России было зафиксировано пять случаев, когда пилотов самолетов, заходящих на посадку, пытались ослепить лучом лазера с земли. А с начала 2011 года таких случаев было около 50.

В Росавиации это называют «лазерным терроризмом». В Чечне уже запретили продажу лазерных указок.



ПОВЕЗЛО. «Я заметил боковым зрением лучи зеленого света и посоветовал второму пилоту обратить внимание на пучки света справа по борту. Он увидел два луча, идущих от земли», — рассказывает Сергей Снегур, пилот Боинга-737 авиакомпании «Якутия». 5 июля в аэропорту "Внуково" его (и пилота еще одного самолета) попытались ослепить лазерными лучами

В это время самолет снижался и находился приблизительно на высоте 1800 метров. Лучи не попали в глаза пилотам. Но на всякий случай командир корабля решил подстраховаться: доложил об этом диспетчеру и включил автопилот.

Если лазер ослепит летчика во время посадки или взлета, то пилот может не справиться с управлением и произойдет авиакатастрофа.

Снегур признается, что на профессиональных форумах много раз читал об ослеплении лазером: «Когда об этом читаешь, то трудно представить, как же в жизни происходит ослепление. Нам повезло, мы этого так и не узнали. Можно считать, что кто‑то просто побаловался с лазером и не хотел, чтоб это привело к трагедии».

ОПАСНОСТЬ. Если лазерный луч попадет в глаз, то человек может ослепнуть на какое‑то время, а может получить ожог сетчатки, говорит Борис Городецкий из глазной клиники «Визион».

Степень поражения зависит от длины и мощности лазерного луча. Кратковременное ослепление может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

Для пилота, заходящего на посадку, эти секунды — время, за которое самолет пролетает сотни километров.

ЛЕГКО КУПИТЬ. В России лазерные указки самой разной мощности можно заказать в Интернет-магазинах. В зависимости от мощности и длины луча они стоят от тысячи до десяти тысяч рублей.

На многих сайтах, торгующим лазерными указками, сообщается о том, что направлять луч в глаза людей и на любой движущийся объект категорически запрещено.

Некоторые лазеры, обещают продавцы, способны прожигать и плавить предметы. «Лазерные указки, которые применяются в быту, не сертифицированы, их мощность никто не измерял. Поэтому мы не знаем, что в руках у тех детей, которые балуются и ослепляют из любопытства пилотов самолетов», — отмечает Борис Городецкий.


Справка MR7


В Великобритании в бытовых целях разрешено использовать лазерную указку мощностью 1 милливатт.

В США — 5 милливатт.

В России в продаже находятся указки мощностью от 50 до 700 милливатт.

В Пулково не было зафиксировано случаев ослепления лазерами

share
print