Истории

В кардиоцентре Алмазова впервые в России провели пересадку сердца ребенку

14-летняя Галя Татаринова до начала 2011 года была здоровой девочкой. И даже простудилась в феврале она тоже, как все дети. И только, когда родители заметили отеки ног, а Галю стала беспокоить одышка, они обратились в больницу родного города Мурманска.

  •  2a003_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2a005_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2a006_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2a007_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2a008_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

  •  2a010_Ermohin_Sergei_580.jpg

    Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

    Источник: Фото: Сергей Николаев, специально для MR7


Врачи насторожились – у Гали увеличились размеры сердца. Постепенно нарастали клинические признаки нарушения работы миокарда, лекарства не помогали. Тогда врачи решили, что надо срочно везти Галю в Петербург.

Ее доставили из Мурманска на реанимобиле». Сначала Гале поставили диагноз – острый миокардит, то есть воспалительное заболевание сердца. Врачи надеялись, что на фоне лечения может наступить постепенное улучшение состояния. Но сердечная недостаточность прогрессировала, достигнув своей последней – термальной – стадии.

Галя не могла разговаривать, 3-4 месяца ей было трудно дышать даже в положении лежа. Способность сердца сокращаться и выталкивать кровь у Гали была в 5-6 раз меньше нормы. И дело было уже не в воспалении, как поняли врачи, а в наследственном заболевании.

Второй день рождения

В такой ситуации оставался один выход – пересадить искусственное или донорское сердце. Первый вариант был отвергнут, так как у девочки обнаружились тромбы в сердце, что является противопоказанием. «Обычно детям пересаживают детские сердца. Так происходит за рубежом. Однако, в нашей стране пересадка органов от детей запрещена законом, - говорит Ольга Моисеева, руководитель одной из научно-клинических лабораторий. - Поэтому было принято решение поставить девочку в лист ожидания на сердце взрослого донора".

Здесь помнят все звонки от Ассоциации трансплантационных координаторов - ангелов, приносящих людям спасительную весть о доноре. 1 августа раздался звонок для Гали. Теперь это ее второй день рождения.

Взятое у донора сердце помещают в специальный раствор. И есть всего 4 часа, чтобы доставить сердце, которое может спасти жизнь больному.

За это время надо успеть довезти сердце через все городские пробки, сделать анализы на совместимость, подготовить пациента к операции...

В этот день, благодаря счастливому совпадению, группа крови донора и Галина группа крови совпали, другие тесты также подтвердили полную совместимость.

Через сутки после операции девочка проснулась и с удивлением произнесла: «Я дышу! Я могу дышать!».

«Ей было очень страшно встать с кровати – боялась, что упадет. Первые шаги по палате, по коридору были победой. Надо было видеть ее глаза, когда они с мамой вышли на прогулку…» - рассказывает Юлия Сазонова, врач отделения посттрансплантационного ведения больных.

У Гали появился аппетит. Начались занятия на беговой дорожке, и через месяц, в сентябре, девочку выписали домой.

На сегодняшний день в Петербурге сделано 8 пересадок сердца, в России – 350.

В Европе и США сделано 5000 операций, из них детям – 500.

Главная российская проблема – нехватка доноров. Во-первых, не во всех больницах есть координаторы, которые быстро сообщат в донорский центр об умирающем человеке.

Во-вторых, отрицательное отношение в обществе к самой идее донорства органов. В США и странах Европы в водительских правах давно существует графа о согласии человека на забор органов в случае его смерти.

Действует известный слоган социальной рекламы «Не забирайте свои органы на небеса, там они не нужны». Кроме того, европейцы вносят в свои завещания пункт согласия на донорство.

В нашей стране родственники часто категорически против забора органов. А по закону о трансплантации, «изъятие органов… у трупа не допускается, если …его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии…».

Огромный вред трансплантологии принесла шумиха с коммерческим донорством органов в начале 2000-х годов. Люди стали бояться, что если дадут согласие на изъятие, их близкого не станут спасать.

Оказалась под запретом пересадка органов от детей к детям, хотя в развитых странах это разрешено. Родители вынуждены собирать немыслимые суммы денег, чтобы отправлять детей за границу. Сейчас в листе ожидания на пересадку сердца находится 5 человек.


51-летнему Геннадию Малявко сделали трансплантацию сердца год назад. Он признает, что вел неправильный образ жизни – курил 35 лет и выпивал. Работая на валке леса, перенес два инфаркта. Операцию воспринимал, как шанс начать новую жизнь. Начал заниматься бегом, исключил из питание жирное, и конечно, никаких сигарет и алкоголя.
Еще фото - см. фоторепортаж. (Фото: Сергей Николаев, специально для MR7).

Подобрать донорское сердце очень сложно – оно должно подойти не только по группе крови и размеру, но должно быть совместимым на клеточном уровне. Донор не может быть старше 50 лет, и он должен быть здоров, что в нашей стране тоже редкость.

По этим и другим причинам половина пациентов, стоящих на очереди на пересадку сердца, могут его не дождаться. По всему миру существуют Ассоциации трансплантационных координаторов – людей, которые находятся в больницах и сообщают в донорские центры о погибающих людях.

У нас такая ассоциация появилась только в 2006 году на базе больницы скорой помощи имени Джанелидзе. Сейчас добровольцы работают в 5 городских стационарах. Благодаря их помощи, в настоящее время в нашем городе пересаживают сердце, печень, почки, легкое. Пытаются пересаживать и поджелудочную железу.

Государство активно поддерживает развитие транспланталогии в нашей стране. Об этом говорит тот факт, что сама операция пересадки органов, а также дальнейшее обеспечение необходимыми после трансплантации лекарствами финансируются из федерального бюджета.

share
print