В одном из домов Кимжи вчера умерла старушка Лида. Завтра похороны. На повети ее дома местные плотники, двоюродные братья Юрий и Владимир Митькины, делают гроб.
Всю работу делают топором. Он - основной инструмент. Им тут даже карандаш затачивают.
Утром Лиду хоронили.
Гроб погрузили на трактор. При выезде из деревни трактор по местному обычаю остановился и дал прощальный гудок.
Фото: Александра Деменкова
Потом процессия отправилась на кладбище.
Фото: Александра Деменкова
Сейчас в Кимже хоронят на «новом» кладбище – в Замочище, оно действует с 1960 года. А до этого хоронили на другом – «старом», в Заборе.
Старое кладбище. На севере православные кресты имеют характерную форму – «с домиком» сверху. На многих крестах – резьба. Местные рассказывают, что раньше мастер, который изготовлял кресты, жил в Лешукони, выше по реке, и кресты оттуда сплавляли по воде.
Фото: Александра Деменкова
А еще раньше у поморов было принято хоронить не на кладбищах, а во дворах. Так что кое-где кресты в разной степени сохранности попадаются прямо в деревне.
Но не все кресты – могильные. Еще одна северная особенность — так называемые обетные кресты или, как произносят местные, «оветные». Говорят, что изначально такие кресты ставили в качестве исполнения данного обета (например, рыбак, терпящий бедствие, мог молитвенно пообещать в случае спасения поставить подобный крест).
Обетный или «оветный» крест на берегу Мезени
Фото: Александра Деменкова
Когда в 1930-е годы закрыли и снесли церкви (их в деревне было три), верующие стали ходить к «оветному» кресту на реке Мезени за пару километров от деревни. Крест с распятием 1887 года. Здесь «овещаются» - дают обет. А потом приходят благодарить и вешают пелену – покрывало с вышитым крестом.
Дорога к кресту идет через лес. Мы пока шли, насобирали довольно много брусники и маслят. Еще тут много сладкого «шипистника» - шиповника.
Передача "По пути Ломоносова" на радио "Милицейская волна":