Истории

За бортом авиаперевозок

Компания «Авианова» отлеталась? Кто ей помог?

10 октября бюджетный дискаутер «Авианова» объявила о приостановлении полетов на неопределенный срок. Формально причиной краха, озвученной руководством компании, стал конфликт акционеров. Однако, эксперты в провале одного из самых успешных за последнее время лоукост-проектов склонны видеть иные мотивы. В России кому-то не выгодно, чтобы люди летали дешево, - уверены они.

Авианова имела все шансы на успех, - считает президент фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот России Олег Смирнов. Компания с хорошей западной техникой, с отлаженной системой безопасности полетов доказала свою привлекательность за очень короткий срок.

«Имея всего 5 воздушных судов, практически за год компания достигла миллионного «оборота». А в 2010 году объем перевозок "Авиановы" составил уже 1,4 млн. пассажиров. Это очень высокие показатели для авиаперевозчика, который на рынке всего 2 года», - уверен он.

По мнению Олега Смирнова, Авианова могла выбиться в лидеры среди авиадискаунтеров, однако запуталась во внутренних противоречиях, сделала долги и довела себя до банкротства.

«Компания не сопоставила свои возможности с реальной ситуацией, которая у нее за бортом», - считает эксперт. Высокие аэропортовые сборы, запредельные цены на авиакеросин, неуклюжая система регулирования гражданской авиации, затраты на обучение и зарплату летного и инженерно-технического состава стали для нее камнем преткновения на пути ведения бизнеса.

К тому же компания нарушила один из главных принципов лоукостов - не использовать старые воздушные суда, - говорит эксперт.

Действительно, в Европе бюджетные дискаунтеры используют при перевозке только новые самолеты. Это позволяет сокращать издержки на обслуживание техники, уменьшает риск вывода из строя машины и его последующего ремонта. А у Авиановы возраст самолетов составлял от 7 до 14 лет.

- Владея западной техникой, в случае поломок она была вынуждена заказывать детали и запчасти за рубежом – а это большие расходы, - говорит эксперт.

Малый численный парк компании вместе с большой протяженностью маршрутов также сыграли не в ее пользу. Время вылетов часто менялось и было неудобным для пассажиров. При выходе из строя, заменить самолет было нечем, поэтому приходилось отменять рейсы. Из-за этого росло недовольство пассажиров. Они предпочитали переплатить больше, но улететь в точно назначенное время, выбирая крупные авиакомпании.

Ограничение конкуренции – главный враг лоукоста

Руководитель пресс-службы компании «Скай-Эксперсс» Виталий Коренюгин среди основных причин неудачи «Авиановы» называет ограничение конкуренции и неразвитую инфраструктуру. По его мнению, сегодня под эгидой борьбы за безопасность полетов идет процесс монополизации рынка авиаперевозок. Пока правительство поддерживает большие сетевые компании дешево люди летать не будут, - уверен он.

«Бюджетные компании сегодня испытывают проблемы с доступом к рынку, - говорит Виталий Коренюгин. - Если раньше шла демонополизация и начиналась она на внутреннем рынке, то сейчас идет обратный процесс». В скором времени, по его мнению, на рынке авиаперевозок останется 5- 7 компаний, которые будут перевозить пассажиров. И дискаунтеров среди них не будет.

Эксперт критически оценивает климат для развития лоукост- перевозкок в России, считая что ситуация и условия ведения бизнеса только ухудшаются. С одной стороны, государство не заинтересовано в развитии региональных аэропортов. С другой - из-за высоких политических рисков инвесторы бояться вкладывать деньги. А вложив их, быстро теряют интерес к проекту по причине его долгой окупаемости.

«Самая болезненная тема в авиабизнесе – это длительное инвестирование проекта. Западный инвестор привык, что в Европе можно «отбить» вложенные в лоукост деньги за 2 года. В России за такой короткий промежуток это сделать нереально. Здесь на это уйдет 3-4 года. Западный инвестор так долго ждать не любит», - говорит Виталий Коренюгин.
Кроме того, по его мнению, неразвитая инфраструктура не позволит в ближайшее время поставить малобюджетные перевозки « на поток», как это сегодня происходит в Европе.

«В России нет программы поддержки развития вторичных аэропортов таких, например, как в Испании, где на это выделяются колоссальные деньги. Самые развитые - это три московских аэропорта и Пулково. У небольших компаний просто нет выбора. Им приходится платить повышенные аэропортовые сборы. А это тоже губительно для лоукостов», - говорит Виталий Коренюгин.

От сворачивания мелких авиакомпаний пострадает, прежде всего, потребитель, - уверен Коренюгин.
«Небольшие компании обеспечивают разнообразие маршрутов. В Америке боле 100 мелких авиакомпаний, которые имеют всего по 2-3 самолета. Прекрасно живут и никто их закрывать не собирается», - говорит он.

 

share
print