Истории

В янтарной мастерской Царского Села работают над воссозданием Агатовых комнат

Сразу после работы над Янтарной комнатой, которую открыли в 2003 году, мастера занялись воссозданием Агатовых комнат павильона Холодные бани XVIII века.

В Царскосельской янтарной мастерской шумно: жужжат сверла, столярные станки. Сразу и не скажешь, что здесь творят в технике немецкого барокко XVI – XVII веков.

От предшественников, по словам реставраторов, их работу отличает только наличие электричества – дело с ним идет быстрее. А вот спина и глаза болят так же.

Мастера не считают свою работу необычной. «Работа есть работа. Обыкновенная», – отвечают они. Инструменты тоже романтизмом не отличаются: бинокуляр, чтобы делать миниатюры, бормашины, фрезы или боры, похожие на те, что каждый из нас видел в кабинете стоматолога. Ими камень вырезают, шлифуют, полируют.

Повсюду янтарная пыль – белая пудра, словно мел. Но никакими профзаболеваниями она не грозит, напротив, полезна и используется в фармакологии.

Янтарь – камень капризный

Сергей Каминский двадцать третий год работает в мастерской, он один из реставраторов Янтарной комнаты.

«Янтарь – капризный материал: он, с одной стороны, мягкий, вырезать его несложно, а с другой – все огрехи на нем сразу видны, поэтому линии должны быть очень четкими, – говорит он. -

– Важно поймать характер камня, и тогда все веточки, листья сами вырастают, когда их начинаешь резать. Иногда удивляешься – то ли это твоя рука, то ли камень тебе подсказал».

И показывает вырезанный из камня листочек – элемент оправы иконы Николаю Чудотворцу.

Янтарь еще теплый после станка и довольно неприглядный: матовый, светло-желтый, цвета «квашеной капусты», как его называют мастера.

Такой он до окончательной обработки. Затем его полируют, окрашивают и монтируют на деревянную основу.

На одну деталь новичок может потратить полтора-два месяца. Сергей Каминский справляется за два дня.

С миру по нитке

Секреты работы с янтарем изучали по книгам, сами придумывали инструменты. С материалами и технологиями помогали специалисты из других областей, ведь у мастеров были только плоские фотографии.

Рецепт мастики из воска и канифоли пришел от судебно-криминалистической лаборатории, с искусственным старением цвета (окисление до темных оттенков) справились на кафедре органической химии Технологического института, с высотой рельефа – в Институте точной механики и оптики.

На воссоздание янтарной комнаты ушло шесть тонн янтаря. Надо заметить, что при работе с этим камнем в дело идет лишь 20 процентов, 80 процентов – отходы, которые потом попадают в переработку.

Сергей Ильин в мастерской девять лет, он художник-реставратор по твердому камню, один из тех, кто восстанавливал флорентийскую мозаику Янтарной комнаты. Мастера ездили в Италию, нашли картины, с них делали чертежи. На одну мозаику уходило днвять месяцев.

Впереди – агатовые комнаты

Сразу после работы над Янтарной комнатой, которую открыли в 2003 году, мастера занялись воссозданием Агатовых комнат павильона Холодные бани XVIII века.

«Впервые речь идет о комплексной реставрации. Это единственный памятник, сохранившийся в прежнем виде на территории Царского Села.

Объект сложный, требуется много видов работ, начиная с фундамента и паркета. Пока мы провели лишь пробную реставрацию каменной облицовки яшмового кабинета», – говорит Борис Игдалов, художник-реставратор, директор мастерской.

Агатовыми комнаты были названы потому, что уразовская яшма в простонародье получила название «мясной агат» – за темно-красный цвет с белыми вкраплениями.

Прогнозов, когда первый посетитель сможет войти в отреставрированные Агатовые комнаты, нет. Говорят, что работа реставратора непредсказуема.

Справка «МР»

Янтарная мастерская в Царском Селе была образована в 1982 году для реставрации Янтарной комнаты. Сегодня в ней работают более 50 мастеров.

Двери мастерской открыты для учеников с высшим художественным образованием. Резчиков по камню пока не готовит ни один институт.

share
print