Истории

Запись №5. Гончар

Решили мы поехать в Малые Корелы – это такое место, куда все ездят смотреть на древнюю северную деревянную архитектуру, потому что здесь расположен соответствующий музей под открытым небом. До Малых Корел от Архангельска километров тридцать. Но мы малость заблудились и по ошибке заехали в следующую деревню – тоже Корелы, только Большие.

Здесь на дороге висит щит – реклама гончарной мастерской.

 

Гончара зовут Михаил Шумилов. Сам он переехал сюда жить вместе с семьей из Архангельска. Семья - жена Лариса и четверо детей.

Михаил занимается гончарным делом 20 лет. Нам он рассказывал о разных способах обжига, о тонкостях, которые знали мастера старинных гончарных центров.

В основном Михаил делает на заказ посуду для местных жителей: горшки, кружки, крынки, еще подсвечники. При нас он стал изготавливать латку – блюдо для запекания рыбы. (Например, в таком блюде делают «трескоед», о котором мы рассказывали).

Конструкция поворотного круга тоже старинная, немного усовершенствованная, с подшипниками. На круг насыпает немного песку, чтобы глина не прилипала.

Во дворе Шумилов сам сложил печь с обратной тягой – у гончаров она называется горном. Здесь он обжигает посуду. Изделия получаются черные, даже с переходом к серебру (техника называется черно-лощеная или дымленая).
Во дворе отстаивается глина: оказывается, ей нужно постоять две зимы, чтобы ее можно было использовать в гончарном деле.

Михаил угощает нас чаем с самодельным апельсинно-кабачковым вареньем и показывает дорогу до монастыря в деревне Ершовка.

Монастырь – женский. Послушница, молодая девушка, идет к Матушке Афанасии – спросить о нашем ночлеге. Скоро возвращается и смущенно говорит: «Матушка говорит, что тут не гостиница».

Потом Саша все-таки осталась ночевать в монастыре. А Никита поехал искать ночлег в деревне.

Про то, что Саша увидела в монастыре расскажем немного позже.

Фото: Александра Деменкова, "Мой район"

Радио "Милицейская волна": первый выпуск

share
print