Истории

Запись № 2: Архангельск. Острова

Наши корреспонденты следуют вдоль маршрута, по которому Михаил Ломоносов добирался с рыбным обозом от Белого моря до Москвы. Каждый день они рассказывают о своих маленьких и больших открытиях, ищут великое в обыденном и обыденное в великом, собирают истории о людях, земле и городах.

БЕРЕГА

Жители средней полосы уверены, что Архангельск стоит на Белом море. Это не так. Строго говоря, город стоит в дельте Северной Двины и от моря его отделяют многочисленные острова, образованные рукавами этой реки. (О поездке на острова см. запись №1).

Архангельск – город набережных. Они здесь протянулись вдоль Северной Двины и её притоков на 35 километров. Поэтому официальное краеведение любит сравнивать Архангельск с Лондоном.

На Набережной Северной Двины (улица так и называется) находится Морской речной вокзал. Это тот самый вокзал, который изображен на 500-рублевой купюре.

Вокзал называется морским-речным, потому что стоит на реке, а обслуживает и морские, и речные рейсы.

Неподалеку от вокзала у самой воды выложены огромные фигуры из камней.

Этот соловецкий лабиринт из камней – новодел. По словам местных жителей его выложили студенты, когда отмечались дни Соловецкой культуры. На заднем плане – рыбак Владимир.
Фото: Александра Деменкова

Это имитация соловецких каменных лабиринтов (Соловецкие острова находятся в Архангельской области.) Настоящих лабиринтов на Белом море обнаружено около 40. Ученые считают, что эти сооружения появились в I-II веках до нашей эры. Точное их назначение неизвестно. Возможно, они были как-то связаны с культом мертвых.

Тем, кто смотрел многосерийный фильм «Михайло Ломоносов», наверняка, запомнились эпизоды в самом начале ленты, где юный Миша бродит по таким каменным лабиринтам.

На берегу Северной Двины около Морского речного вокзала рыбак Владимир готовит к плаванию надувную лодку. Местные жители отправляются на рыбалку прямо с центральных улиц города: еще одно свидетельство того, что Архангельск – город набержных.
Фото: Александра Деменкова

Памятник адмиралу Кузнецову на Набережной Северной Двины. Николай Кузнецов в 30-х годах был наркомом ВМФ СССР. После Великой Отечественной войны Кузнецова обвинили в том, что он передал секретные чертежи секретной торпеды Великобритании и США. В ГУЛАГ адмирала, правда, не отправили: только разжаловали в контр-адмиралы. А после смерти Сталина с Кузнецова сняли судимость и вернули звание.
Фото: Александра Деменкова

На набережной находится церковь – Успенский Храм.

Храм Успения Божией матери.
Фото: Александра Деменкова

Видно, что храм только что построен. Внутри он уже почти целиком расписан: от пола до высоченных потолков. Это первая восстановленная архангельская церковь: оригинал снесли в 30-е годы, как и большинство других городских церквей. Храм был освящен три года назад в день Успения Божией матери.

Прихожанка Татьяна.
Фото: Александра Деменкова

Регент храма.
Фото: Александра Деменкова

В церкви над росписями работают Иконописцы Игорь Лапин и Сергей Егоров

Игорь Лапин за работой.
Фото: Александра Деменкова

Игорь и Сергей из мастерских Антониево-Сийского монастыря (мы там еще побываем). Расписывают храм в Архангельске уже четыре года. В храме сейчас только одна старинная икона – Успения, она сохранилась в Церкви Мартина Исповедника в Соломбале и теперь икону перевезли в восстановленный Успенский храм.

Нам разрешили подняться на колокольню – она выше, чем разрушенная старинная – строили храм Успения «по старому силуэту», но выше современных окружающих домов.

С колокольни открываются далекие виды на Двину, острова и, конечно, набережную со старинными домиками.

Виды на город и Двину с колокольни.
Фото: Александра Деменкова

Вот один из таких симпатичных старинных домиков вблизи.

Дом на Набережной Северной Двины.
Фото: Александра Деменкова 

РЫНОК

Решили заехать на центральный рынок. Цены тут ниже, чем в супермаркете, а рынок похож на обычный московский, например, Черемушкинский. Продают все подряд: ботинки, шапки и китайские безделушки. И цены почти московские. Зато продают такие типично северные продукты как колбаса из оленины, вяленая оленина и оленья бастурма (1100-1200 рублей за килограмм).

ТАНК-ДЕВОЧКА

На Троицком проспекте мы внезапно наткнулись на танк Первой Мировой войны. Британский танк 1918 года стоит в стеклянном аквариуме. На табличке написано, что это танк-самка (он с пулеметами, вариация с пушками – самец). Этот танк применялся «белыми» в Гражданскую войну, а в 1938 был установлен как памятник тем событиям.

Британский танк Mark V 1918 года, выставленный на обозрение на Троицком проспекте.
Фото: Александра Деменкова
share
print