Истории

Как и за что пытают в современной России

«Алексея Якимова пристегнули наручниками сзади, повесили на сейф и он, будучи человеком достаточно крупным - весом около ста килограмм - повис на наручниках. У него были вывихнуты плечевые суставы. Потом его повезли топить, в наручниках сталкивали в воду», - рассказывает руководитель отдела координации деятельности территориальных подразделений общественной организации «Комитет против пыток» Олег Хабибрахманов об издевательствах над человеком, чьи права отстаивал комитет.

Эта организация уже 11 лет занимается подобной работой. Фактически находясь в Нижнем Новгороде, Комитет имеет свои представительства в четырех регионах - Башкирия, Республика Марий Эл, Оренбургская область и Чеченская Республика (но сводная мобильная группа может выезжать и в другие регионы). Общественники не намеренно выбирали эти территории – так вышло, что именно здесь нашлись достойные люди, включившиеся в проект «Комитета против пыток».

Олег Хабибрахманов рассказал о том, кого и за что пытают сегодня в России:

КАК. В методах пыток за последние 10-20 лет ничего не изменилось. Банальные избиения, причинение боли. Существуют изощренные способы - это «конвертики», «ласточки», «слоники». Иногда используется применение электрического тока. Называется это почему-то «звонок Путину» - человека подключают к генератору (к различным частям тела: например, к мочкам уха) и дают приличный разряд тока.

Стараются использовать способы, которые не будут оставлять следов телесных повреждений. Например, практикуют избиение пластиковой бутылкой, наполненной водой, либо избиение через ткань. Или угроза сексуального насилия: надевают на дубинку презерватив и угрожают ввести её в анальное отверстие, затем сфотографировать и выложить в интернет. Это тоже определенная форма пытки, несмотря на то, что угрозы до исполнения не доходят.

ГДЕ. 90-95% поступивших заявлений говорит о том, что пытают в органах внутренних дел. Это, как правило, оперативные подразделения, уголовный розыск.

Второе место по пыткам занимает колония. Осужденные зачастую бывают более жестоки по отношению к своим собратьям, чем сотрудники милиции.

Иногда противозаконные действия возникают среди сотрудников патрульно-постовой службы при обращении с гражданами на улице.

ЗА ЧТО. Якимову (того, что пытали, подвесив в наручниках на сейф – Авт.) говорили, что пытали за то, что он лысый. Это конечно своеобразные милицейские шутки. Самое главное - это выбить признание. Бьют по подозрению в совершении преступления - в качестве наказания. Милиция не задумывается, виноват человек или нет. Это же вор, это жулик, что с ним цацкаться! Бить его надо!

Бьют за то, что не нравится. Если человек делает что-то не так, как считают правоохранительные органы - его можно бить. Если задержанный говорит не то, что выгодно следствию - его нужно бить. Если арестованный пытается защищаться законными способами - его нужно бить, хотя он имеет полное право молчать.

РАЗНИЦА. Проблема жестокого обращения сотрудников полиции актуальна для всех стран. Где-то больше, где-то меньше, но бьют везде. И в Европе и в США бывают ужасные случаи, но эти страны отличаются от России тем, что там совершенно по-другому государство реагирует на заявления пострадавших.

В России при заявлении о применении пытки ни один прокурор, следователь никогда не приедет в РУВД, никогда не осмотрит место происшествия, не зафиксирует доказательства. Примут заявление, примерно через неделю опросят вас, может быть - сотрудников милиции. Скорее всего, вынесут постановление об отказе. Мы их обжалуем в суд, и он встает на нашу сторону. Бывало, что по 10-15 раз следователи выносили незаконные постановления об отказе, которые затем отменялись судом. Однако время и доказательства утеряны, и дело теряет свою судебную перспективу. За это неэффективное расследование мы даже научились взыскивать компенсацию морального вреда. Но это происходит благодаря государственному бюджету, то есть из денег налогоплательщиков, хотя было бы логичнее применять штрафные санкции к тому самому следователю, который столько незаконных решений вынес. Тогда бы они задумались, что это касается непосредственно их. А так за них расплачивается государство, поэтому ситуация не меняется.

СУДЫ. Если дела о пытках доходят до суда, как правило, они заканчиваются обвинительным приговором, но не очень строгим наказанием. О компенсациях: когда за пытки выплачивают 10-15 тыс. рублей, это, конечно, неадекватно. Человек погиб в медицинском вытрезвителе (даже был убит, как установлено судом) - сотрудник милиции получает 14 лет, а потерпевшим выплачивают всего 160 тыс. рублей. Это не соответствует практике Европейского суда, поэтому мы вынуждены туда обращаться и ждать решений.

Была ли у нас идея открыть отделение в Петербурге? Да, многие обращались с такой просьбой. Но мы не смоги найти людей, которые отвечали бы нашим требованиям по качеству оказания такого вида помощи.

 

 

«Конвертик» - руки и ноги человека связываются за спиной, чаще всего он лежит на животе. В изощренной форме пытки человека подвешивают.
«Слоник» – на человека надевают противогаз, в котором перекрывают воздух (противогаз может быть заменен пакетом).
«Ласточка» – похожая на «Конвертик» пытка. Человеку связывают конечности и «растягивают».

 

Громкие дела по пыткам

Дело Алексея Михеева
Алексей Михеев был заподозрен в изнасиловании и убийстве девушки. В ходе допросов сотрудник РУВД подключил к ушам Михеева клеммы и применил пытку током. Подключение тока повторялось несколько раз, и Михеев был вынужден сознаться в изнасиловании и убийстве девушки, написал «явку с повинной».

Михееву предложили сознаться еще в нескольких нераскрытых убийствах, он согласился и на это. После этого сотрудники милиции отошли от него и стали пить чай. Михеев вскочил со стула и выбросился из окна кабинета, разбив стекло головой. Он получил травмы, в том числе тяжелый компрессионный перелом позвоночника с размозжением спинного мозга. В результате у него - паралич нижней части тела.

В этот же день, 19 сентября 1998 года, «убитая» им Мария Савельева пришла домой.
26 января 2006 года решением Европейского Суда по правам человека жалоба Михеева была удовлетворена. Россия признала ответственность за применение пыток. Наше государство должно было выплатить Алексею 130 000 евро в качестве компенсации материального вреда и 120 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

 

Дело Ольги Масловой
В ноябре 1999 года Ольга Маслова была приглашена в Нижегородское РУВД для дачи показаний в качестве свидетеля по делу об убийстве. С первых же минут сотрудники стали оказывать на Маслову психологическое давление, принуждая дать «правдивые» показания по делу, подозреваемым по которому проходил Бочаров - приятель Масловой.

Сотрудники решили «выбить» показания у Ольги: она подверглась сексуальному насилию. Женщину истязали около трех часов. Сцепив руки наручниками, били ее в живот. Надевали на голову противогаз и перекрывал доступ воздуха. Эта пытка повторялось не раз. Затем, к сережкам Масловой прикрепили провода от специального прибора и пускали ток, причиняя сильнейшую боль. Не выдержав больше пыток, Ольга согласилась написать заявление на имя прокурора о получении барсетки от Бочарова и дальнейшей передачи ее для продажи своему знакомому.

В 2008 году удовлетворил жалобу Масловой, Россия признала ответственность за применение пыток. В качестве компенсации нематериального ущерба она получила от казны РФ 70000 тысяч евро.

 

 

 

share
print