Истории

Когда маршрутки спустят на воду

Частные перевозчики готовы участвовать в создании сети речных трамвайчиков, только если город разрешит им бесплатно пользоваться причалами.

Транспортная проблема в Петербурге становится острее с каждым годом.

Горожане часами стоят в пробках, задыхаются в набитых битком маршрутках и томятся в бесконечных очередях к эскалаторам метро.

Между тем, Петербург обладает уникальным транспортным потенциалом – почти четверть его территории занимает водное пространство, по которому можно перемещаться ничуть не хуже, чем по суше.

Смольный пообещал запустить в ближайшее время в городе общественный водный транспорт.

Однако специалисты смотрят на это обещание скептически.

Подождем до октября

Создание концепции сети речных трамвайчиков – по строго определенным маршрутам, расписанию и твердым тарифам – это задача-минимум, поставленная Смольным на этот год.

Конкурс на разработку генеральной схемы развития речного транспорта был объявлен комитетом по транспортно-транзитной политике весной.

В начале лета по его итогам определились три исследовательские организации, которые через два месяца представят правительству свои варианты развития водного общественного транспорта Петербурга: НИПИ ТРТИ, «Ленгипротранс» и «Морстройтехнологии».

По словам Надежды Малышевой, пресс-секретаря комитета по транспортно-транзитной политике, о конкретных концепциях можно будет предметно говорить не раньше начала октября.

Акватория уже забита

Идея создания в Петербурге сети общественного водного транспорта обсуждается уже несколько лет. В течение полугода – с мая до ноября – по внутренней акватории города непрерывно идут прогулочные катера и теплоходы.

Частный бизнес за 15 лет существования создал живую автономную систему туристического флота, подчиняющуюся жесткой саморегуляции.

В Петербурге работает больше 70 судокомпаний. Они располагают флотом в 250 судов – это предельное количество для акватории исторического центра, за рамки которого турбизнес практически не выходит.

Одна, и не самая важная проблема

Начальник Государственной инспекции маломерных судов по Петербургу Александр Камелин считает разговор о маршрутах и тарифах будущего речного трамвая преждевременным.

По его словам, без серьезной научно-исследовательской работы строить планы на ближайшее будущее нет смысла. Необходимо скрупулезное изучение и анализ ветрового и водяного режима.

Это в первую очередь касается малых рек и каналов. Не секрет, что уровень воды меняется в нашем городе стремительно. Каждый капитан туристического катера готов в любой момент вернуться на причал с середины маршрута – резкий подъем воды не даст пройти под низкими мостами Мойки и канала Грибоедова.

А что в этом случае делать общественному трамвайчику, обязанному регулярно, по графику быть на точках маршрута? И это только одна и не самая важная из требующих решения проблем.

Частники рассчитывают на бесплатные причалы

Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, считает, что создать водный общественный транспорт – задача, решаемая на базе уже существующего туристического флота.

Ассоциацией разработаны два регулярных маршрута речного трамвая: из ЦПКиО имени Кирова в центр города с заходом в дельфинарий с шестью остановками и по Фонтанке с 13-ю остановками.

Евгений Зубарев еще весной предложил эту схему Николаю Асаулу, председателю комитета по транспортно-транзитной политике. Частники даже рассчитали примерную стоимость проезда – до 150 рублей.

Однако все эти планы возможны при одном условии – если город разрешит перевозчикам бесплатно пользоваться причалами. Сейчас аренда причала стоит непомерно дорого. В центре города она доходит до 500 тысяч рублей в месяц.

Профессионалам придется выбирать

Серьезной проблемой является состояние флота: часть его можно переоборудовать, но, несомненно, придется и строить новый. Тем не менее, при бесплатных причалах частники смогут решить и эту задачу.

По словам Евгения Зубарева, не все бизнесмены согласятся перестраиваться под нужды города. В этом сезоне стандартная часовая экскурсия на русском языке стоит 300-500 рублей, на иностранном – от 30 евро с человека.

Многим бизнесменам будет трудно перейти на другой порядок чисел. Однако большинство понимает, что Смольный не откажется от идеи использовать воду. Учитывая, что акватория небезразмерная, профессионалам придется выбирать – либо уходить из бизнеса, либо работать на город.

«Не все бизнесмены озабочены только тем, чтобы набить свой карман. Понятно, что транспорт на воде в любом случае будет развиваться.

Из одного только «Морского фасада» придется вывозить 12 тысяч пассажиров ежедневно. Городу надо помочь». – Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга.

Аквабайкеры мешают речникам

Развитие регулярного общественного водного транспорта повлечет за собой необходимость усиления мер безопасности на воде.

Многолетней «головной болью» речников являются аквабайкеры. Гидроциклы неуправляемы при скорости менее 10 км/ч, поэтому любой из них на малых реках и каналах – нарушитель скоростного режима. Для внутренней акватории Петербурга он ограничен 8 км/час.

После трагедии прошлого лета, когда аквабайкер буквально расплющил ноги девушки, сидевшей на пандусе канала Грибоедова, вышло постановление губернатора, запрещающее лихачам вход в реки и каналы.

По словам Александра Камелина, начальника ГИМС, в этом сезоне инспектора на законных основаниях задерживают нарушителей. С начала навигации несколько десятков человек наказаны штрафами – от 300 до 500 рублей.

Международный опыт

В Польше «водные трамваи», к которым причисляют не только речные, но и морские суда, действуют в Варшаве и еще четырех городах.

В Лондоне действует сеть пассажирских маршрутов London River Services. Некоторые ее маршруты рассчитаны на туристов, другие используются горожанами как обычный общественный транспорт. Перевозка осуществляется частными фирмами.

В Нидерландах концепция «Общественный транспорт на воде» была внедрена в конце прошлого века. Водный транспорт субсидируется именно как общественный – наряду с трамваями и автобусами.

В Северной Америке и Новой Зеландии городской общественный водный транспорт water taxi работает по принципу «маршруток».

В Венеции небольшие катера работают в режиме обычных такси. Суда покрупнее, перевозящие пассажиров по определенным маршрутам, называются «водными автобусами» – vaporetto.

share
print