Частные перевозчики готовы участвовать в создании сети речных трамвайчиков, только если город разрешит им бесплатно пользоваться причалами.
Транспортная проблема в Петербурге становится острее с каждым годом.
Горожане часами стоят в пробках, задыхаются в набитых битком маршрутках и томятся в бесконечных очередях к эскалаторам метро.
Между тем, Петербург обладает уникальным транспортным потенциалом – почти четверть его территории занимает водное пространство, по которому можно перемещаться ничуть не хуже, чем по суше.
Смольный пообещал запустить в ближайшее время в городе общественный водный транспорт.
Однако специалисты смотрят на это обещание скептически.
Подождем до октября
Создание концепции сети речных трамвайчиков – по строго определенным маршрутам, расписанию и твердым тарифам – это задача-минимум, поставленная Смольным на этот год.
Конкурс на разработку генеральной схемы развития речного транспорта был объявлен комитетом по транспортно-транзитной политике весной.
В начале лета по его итогам определились три исследовательские организации, которые через два месяца представят правительству свои варианты развития водного общественного транспорта Петербурга: НИПИ ТРТИ, «Ленгипротранс» и «Морстройтехнологии».
По словам Надежды Малышевой, пресс-секретаря комитета по транспортно-транзитной политике, о конкретных концепциях можно будет предметно говорить не раньше начала октября.
Акватория уже забита
Идея создания в Петербурге сети общественного водного транспорта обсуждается уже несколько лет. В течение полугода – с мая до ноября – по внутренней акватории города непрерывно идут прогулочные катера и теплоходы.
Частный бизнес за 15 лет существования создал живую автономную систему туристического флота, подчиняющуюся жесткой саморегуляции.
В Петербурге работает больше 70 судокомпаний. Они располагают флотом в 250 судов – это предельное количество для акватории исторического центра, за рамки которого турбизнес практически не выходит.
Одна, и не самая важная проблема
Начальник Государственной инспекции маломерных судов по Петербургу Александр Камелин считает разговор о маршрутах и тарифах будущего речного трамвая преждевременным.
По его словам, без серьезной научно-исследовательской работы строить планы на ближайшее будущее нет смысла. Необходимо скрупулезное изучение и анализ ветрового и водяного режима.
Это в первую очередь касается малых рек и каналов. Не секрет, что уровень воды меняется в нашем городе стремительно. Каждый капитан туристического катера готов в любой момент вернуться на причал с середины маршрута – резкий подъем воды не даст пройти под низкими мостами Мойки и канала Грибоедова.
А что в этом случае делать общественному трамвайчику, обязанному регулярно, по графику быть на точках маршрута? И это только одна и не самая важная из требующих решения проблем.
Частники рассчитывают на бесплатные причалы
Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, считает, что создать водный общественный транспорт – задача, решаемая на базе уже существующего туристического флота.
Ассоциацией разработаны два регулярных маршрута речного трамвая: из ЦПКиО имени Кирова в центр города с заходом в дельфинарий с шестью остановками и по Фонтанке с 13-ю остановками.
Евгений Зубарев еще весной предложил эту схему Николаю Асаулу, председателю комитета по транспортно-транзитной политике. Частники даже рассчитали примерную стоимость проезда – до 150 рублей.
Однако все эти планы возможны при одном условии – если город разрешит перевозчикам бесплатно пользоваться причалами. Сейчас аренда причала стоит непомерно дорого. В центре города она доходит до 500 тысяч рублей в месяц.
Профессионалам придется выбирать
Серьезной проблемой является состояние флота: часть его можно переоборудовать, но, несомненно, придется и строить новый. Тем не менее, при бесплатных причалах частники смогут решить и эту задачу.
По словам Евгения Зубарева, не все бизнесмены согласятся перестраиваться под нужды города. В этом сезоне стандартная часовая экскурсия на русском языке стоит 300-500 рублей, на иностранном – от 30 евро с человека.
Многим бизнесменам будет трудно перейти на другой порядок чисел. Однако большинство понимает, что Смольный не откажется от идеи использовать воду. Учитывая, что акватория небезразмерная, профессионалам придется выбирать – либо уходить из бизнеса, либо работать на город.
«Не все бизнесмены озабочены только тем, чтобы набить свой карман. Понятно, что транспорт на воде в любом случае будет развиваться. Из одного только «Морского фасада» придется вывозить 12 тысяч пассажиров ежедневно. Городу надо помочь». – Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга. |
Аквабайкеры мешают речникам
Развитие регулярного общественного водного транспорта повлечет за собой необходимость усиления мер безопасности на воде.
Многолетней «головной болью» речников являются аквабайкеры. Гидроциклы неуправляемы при скорости менее 10 км/ч, поэтому любой из них на малых реках и каналах – нарушитель скоростного режима. Для внутренней акватории Петербурга он ограничен 8 км/час.
После трагедии прошлого лета, когда аквабайкер буквально расплющил ноги девушки, сидевшей на пандусе канала Грибоедова, вышло постановление губернатора, запрещающее лихачам вход в реки и каналы.
По словам Александра Камелина, начальника ГИМС, в этом сезоне инспектора на законных основаниях задерживают нарушителей. С начала навигации несколько десятков человек наказаны штрафами – от 300 до 500 рублей.
Международный опыт В Лондоне действует сеть пассажирских маршрутов London River Services. Некоторые ее маршруты рассчитаны на туристов, другие используются горожанами как обычный общественный транспорт. Перевозка осуществляется частными фирмами. В Нидерландах концепция «Общественный транспорт на воде» была внедрена в конце прошлого века. Водный транспорт субсидируется именно как общественный – наряду с трамваями и автобусами. В Северной Америке и Новой Зеландии городской общественный водный транспорт water taxi работает по принципу «маршруток». В Венеции небольшие катера работают в режиме обычных такси. Суда покрупнее, перевозящие пассажиров по определенным маршрутам, называются «водными автобусами» – vaporetto. |