Истории

Российский кинематограф: будущее туманно

Причины кинематографического кризиса в России и возможные варианты дальнейшего развития кино обсуждались на круглом столе «Будущее российского кинематографа: производство мейнстрима или уход в «параллельное кино?» в «БалтИнфо».

«Наше кинематографическое поле за 20 лет превратилось в следующее: часть кинематографистов обслуживает жлобов, другая часть – западных снобов, третья часть ринулась к конъюнктуре государственной пропаганды, вспышки культурного и одухотворенного просветления редки», - заявил актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер Александр Баширов.

«Причин кризиса кинематографа очень много, - рассказал кинорежиссер Владимир Бортко, - Самая основная — это 1991 год и пришествие капитализма в Россию, когда сняли железный занавес. Если раньше мы жили в тепличных условиях: делали кино, люди его смотрели, приток сюда западной продукции дозировался. Теперь этого нет, и мы выступаем со всеми на одном уровне».

А российские зрители, по его мнению, очень похожи на западных: любят хорошо сделанное, качественное, дорогое кино, которое, в основном, производится США.

Кроме того, режиссер обвинил в кризисе отечественных критиков, которые «по привычке называют плохое хорошим, а хорошее плохим».

К тому же кинопрокат в России, по его словам, монополизирован: прокатчики предпочитают работать с крупными компаниями, им не выгодно приобретать фильмы у небольших студий.

Бортко также отметил, что пока фильмы в России никак себя не оправдывают, а должны, даже тонкие авторские фильмы «не для всех».

Исключение составляют лишь телесериалы. Но большая часть из них – калька с американского продукта. В среднем в год один телеканал должен заполнить 4 тысячи часов кинопоказа, рассказал директор телеканала «100 ТВ» Владимир Угрюмов.

В России же вообще снимается мало фильмов, качественных – еще меньше. Поэтому при разработке стратегии кинопоказа ни один телеканал не ориентируется на отечественных производителей. Так называемые авторские фильмы показывают тоже редко – рейтинги не те.

На «Ленфильме» ни одной нормальной камеры

По словам Владимира Бортко, «Ленфильм» нуждается в полном обновлении – там нет даже нормальной камеры.

«Самой новой камере двадцать лет, - рассказал кинорежиссер. – На «Ленфильме» нет света: вы все знаете, что без света ничего не снимешь. Там нет мощности для нормального звука, нужно строить стенки, которые рушатся. Но самое главное – там нужно снимать фильмы. «Ленфильм» нуждается в производстве хотя бы трех кинофильмов, допустим, за государственные деньги, чтобы дальше начать развиваться».

По мнению Бортко, проблемы решатся, если государственные деньги пойдут на государственные студии, а не будут раздаваться 12 частным продюсерским компаниям.

В СМИ давно обсуждается судьба легендарной киностудии. В «Новой газете» была опубликована «инсайдерская» информация Министерства финансов, из которой следовало, что Минфин отказался от предоставления субсидий «Ленфильму», о которых ранее просило Министерство культуры.

По сведениям, просочившимся в СМИ, киностудия будет продана бизнесмену Владимиру Евтушенкову и войдет в одну структуру с RWS (Russian World Studios).

Кинорежиссеры Алексей Герман и Александр Сокуров через открытое обращение попросили премьер-министра РФ Владимира Путина оказать содействие в том, чтобы киностудия осталась автономной. После обнародования письма, Росимущество заявило, что киностудия не включена в прогнозный план по приватизации.

««Ленфильм» действительно нуждается в каком-то обновлении, и я не творчество имею в виду, но ни у нас, ни у Министерства культуры нет сведений по поводу проекта бизнес-центра, гостиницы так далее, - сообщила начальник отдела искусства и международных связей Комитета по культуре Санкт-Петебрурга Наталья Пахомова. - В данный момент обсуждается вариант государственно-частного партнерства».

Она объяснила, что в полной мере финансировать киностудию город не может, так как она находится в федеральной собственности, поэтому государство и частная компания решили объединить усилия для спасения легенды.

Что дальше?

Александр Баширов считает, что будущего у отечественного кинематографа нет. По его словам, впоследствии, скорее всего, будет просто некий визуальный контент в Интернете, и кинематографисты будут снимать именно для Всемирной паутины ради забавы, потому что другие формы работы станут абсолютно бесперспективными.

По мнению Владимира Бортко, будущее кинематографа напрямую зависит от ситуации в стране и в мире.

«Если страна будет развиваться и богатеть, то и кино будет развиваться. При другом развитии событий, о каком кино вообще может идти речь...», - сказал он.

Наталья Пахомова отметила, что если будут созданы нужные условия, таланты появятся. Но условия эти должны создаваться не только государственными органами, но и прессой, без которой не обойтись при формировании вкуса у зрителей.

Кроме того, России нужна техническая база, на которой можно снимать фильмы мирового уровня, считает генеральный директор ООО «Интербург» Александр Сорокин.

Все присутствующие сошлись в том, что сегодняшняя главная беда российского кинематографа – это все-таки отсутствие профессионализма на всех уровнях.

share
print