Истории

Комикс как предчувствие

Кто на самом деле правит миром?

В моем безоблачном детстве был журнал «Пионер». В 90-м году он неожиданно напечатал комикс, на целый разворот. Я просмотрел его наверное миллион раз. Я повесил его над своей кроватью. Наконец, моя душа не выдержала и я написал в журнал «Пионер» письмо. «Дорогая редакция, - написал я. – Это было так круто – напечатать комикс в последнем номере, что я теперь ваш читатель навеки».

Прошли годы. Я вырос, нашел работу, женился, развелся, женился еще раз и оставил комиксы в прошлом - как мне казалось, навсегда. И вдруг оказывается, что все то время, пока я строил свою взрослую жизнь, комиксы размножались, копили силы и со дня на день готовы поработить мир.

Они есть во всех крупных книжных магазинах, и постепенно завоевывают себе больше пространства, отодвигая серьезные книжки в тень. При этом их цена – мама родная! – дороже стоят только эротические фотоальбомы Хельмута Ньютона.

Оказывается, комиксы бывают разные, между ними – конкуренция и война. Взрослые, убеленные сединами люди, создают клубы, где с пеной у рта обсуждают преимущества одних комиксов над другими. Я видел в интернете фотографии этих сборищ: один мужчина с бородой бьет толстой книгой комиксов по голове другому мужчине с бородой (кстати, он и победил в споре).

Комиксы читают в метро – причем, не дети, а состоявшиеся люди при пиджаках и галстуках. Наконец, в Москве, в серьезном институте, собираются открывать кафедру комиксов. Там будут учить рисованию и раскадровке, преподавать историю комикса и предметы со странными названиям вроде «стори-теллинг». По-русски этот курс назывался бы «искусство рассказывать истории», но русский язык – не для продвинутых москвичей, поэтому «стори-теллинг», так «стори-теллинг». Я хотел только сказать, что мир меняется, и скоро его наводнят странные персонажи, выпускники кафедры комиксов, и это о многом говорит, вы понимаете? В том смысле, что в стране, где последние десять лет верхом карьеры считалась работа в «Газпроме», выпускник кафедры комиксов – это выглядит и звучит так, будто джедаи из «Звездных войн» стали реальностью.

Я очень хочу понять, в чем дело. Почему почтенная женщина, стоя в книжном магазине, вместо томика Достоевского выбирает журнал с японской «мангой»? Вы знаете, что такое «манга»? Это японские комиксы, где героям принято пририсовывать мультяшные круглые рты и глаза. А есть еще «хентай» (это те же мультяшки, но с жестким эротическим контекстом), «новая готика» (это вампиры, кровища и адский ад), «киберпанк» (про хакеров и матрицу), «новая волна» (сходу даже не разобрать про что) и масса других комиксных жанров. Их поклонники объединяются в кланы, объявляют войну друг другу и атакуют соперников спамом в интернете.

Мой знакомый поставляет книги в ряд торговых сетей. Он объясняет: комиксы – это новый книжный формат – не жанр, а именно формат. И он скоро угробит все остальные книжки, считает знакомый, - создается целая индустрия, где литературную классику переводят в картинки. Подруга преподает немецкий. Она говорит: часть новых учебников сделаны в виде комикса, картинки помогают усваивать информацию.

Лично мне кажется, что все дело в лени. Успех комиксов – это продолжение истории с журналами. Почему самые большие тиражи имеют те из них, которые печатают фотографии голых женщин, а не те, что публикуют финансовые сводки и аналитику? Все потому, что какими бы умными мы себя ни мнили, но купить и быстро пролистать журнал с красотками - это намного проще, чем читать большие и занудные тексты.

Думать не нужно.

Современным миром правят картинки. А вовсе не газ и нефть, как нам казалось.

share
print