Истории

В августе начнется фотоохота на медведя

В Петербургском клубе фотоохотников - самый активный сезон. В поисках "добычи" охотники с камерами бродят по Раковым и Березовым островам, берегам Вуоксы и Ладожского озера.

Сергей Кузнецов и Валерий Шишенков – друзья и коллеги по работе. «Ну что, со скворцами, наверное, уже все?» - спросит Сергей. «Да нет, у них вторая кладка!» - ответит Валерий, скажем, сидя в офисе среди деловых бумаг. Коллеги уже не удивляются – что с них взять, с фотоохотников.

Фотоохота, по их словам, это вам не какая-нибудь там рыбалка. «Если будете гулять по лесу и увидите ветхую тряпку – не трогайте. Возможно, это засидка!» - предупреждает Валерий. Услышав вопрос «А что такое засидка?», выдохнет протяжное «Ооооо!» и начнет долгий рассказ о сложном и древнем «засижьем» искусстве.

«Сначала надо встать рано, до захода солнца, так как почти все животные ведут сумеречный образ жизни, - начинает издалека. -И тихонько прогуляться, присмотреться. Хорошо бы найти ручей и идти вдоль него. Обязательно стоит прихватить бинокль. Если идет фотоохота на птиц, прислушиваешься к голосам. Услышал необычную песню – записываешь на микрофон. А дома потом сверяешь по каталогу голосов – что за птица, смотришь, как выглядит. Если заинтересовался – снова идешь в то место, слушаешь. Часто у птиц есть свои излюбленные веточки или деревца, на которых им лучше всего поется. Надо определить эту веточку. Также и со зверем – у него есть любимые тропки, места, и, конечно, норы. Все это надо изучить и высмотреть. Скажем, лисицы любят поля, выдры – мокрые места».

Потом, учат фотоохотники, и приходит время засидки - тряпичной палаточки, в форме кубика, для одного человека. Сначала набрасывают просто неприметную тряпку. Оставляют на какое-то время, чтобы звери к ней привыкли, а потом строят за ней всю палатку. От выбора места для засидки зависит и освещение, ракурс, обзор.

У Евгения Горинова, старейшего фотоохотника, палатка у лисьей норы лежит в районе Осельков уже не первый год. А снимков в этом месте уже сделаны сотни. Сидеть приходится долго, не двигаясь, сколько вытерпишь. Вообще шуметь в лесу – значит, отпугнуть зверье на несколько дней вперед.

"Вот мы ходим по лесам и думаем, что там никого нет. А еще как есть! Просто животные, благодаря человеку, уже нас как огня бояться. Поэтому-т так трудно сделать снимок. А какие захватывают эмоции, когда, наконец, щелкаешь затвором!» - объясняет Сергей Кузнецов. Товарища для лесных походов фотоохотники не зря выбирают на всю жизнь. Сергей и Валерий вместе фотоохотничают уже лет 20.

А многие и вообще – одиночки. Еще бы – «чих» или один хруст ветки - и прощай лучшее фото. Самая «крутая добыча» - конечно, медведь, но вот уже 2-3 года «поймать» косолапого не удается. Тоже самое со скопой – хищной птицей с размахом крыльев до 170-ти сантиметров. Она живет у нас в лесах в районе Сестрорецка. Счастливчикам удалось снять ее несколько лет назад, а с тех пор - все, не показывается.

«Выбрав зверька, которого хотите снять, сначала надо о нем узнать как можно больше. А лучше все-таки прийти в клуб на наши лекции и встречи» - говорит Валерий. Фотоохотники делятся по специализациям. Кто-то любит снимать певчих птиц, кто-то хищных, кто кабанов, лосей или лисиц. Хотя животным мир непредсказуем – в объектив попадают самые разные «кадры».

«Скажем, шел я как-то проверить – вылупились ли птенцы у овсянки, смотрю – дерево повалено. Стал перелезать – вижу, передо мной морда медвежья в кустах. Жаль, снимок не получился…» - рассказывает Валерий.

Всего в Петербурге около 150-ти фотоохотников – членов одноименного клуба, треть коллектива - дамы. Самый юный участник – 13-летний Миша Шатинев. (В его архиве уже редкие снимки поползней и овсянок). В клубе проходят встречи с биологами, орнитологами, фотоохотниками. У клуба есть сайт www.fotoohota.spb.su.

Можно, конечно, в одиночку увлекаться, но все же опытом бывалых пренебрегать не стоит. Скажем, с виду безобидная длиннохвостая неясыть (на фото ниже), окажись ненароком рядом с ее детенышами, может пробить ногтем голову. Поэтому на нее фотоохотники ходят в строительных касках.

«Мне как-то ухо порвала, - вспоминает Валерий. – Хорошо, на мне была антикомариная шляпа, она ее сорвала и улетела». Опасными в период выращивания малышей бывают лосихи – лучше не подходить близко. В прочем, и лисичка может встретить клыками и укусами.

Свои лучшие работы фотоохотники каждый год посылают на конкурс «Золотая черепаха», а еще хвастаются добычей на общих выездах весной и осенью.

«Есть у нас фотоохотники, кто уехал за границу. Например, один в Канаду эмигрировал. Присылает нам теперь снимки с медведями, - говорит Сергей. – Там они близко подходят. А мы смотрим и завидуем…».

 Клуб фотоохотников Ленинградского общества охотников и рыболовов существует в городе с 1963 года.

Лучшие места для фотоохоты

1.Раковые озера под Выборгом.

2.Нижнесвирский государственный заповедник (в устье реки Свирь и в Свирской губе Ладожского озера).

3.Вуокса и острова Вуоксы.

4.Шхеры Ладоги.

5.Курортный район Петербурга.

6.Березовые острова (архипелаг в северной части акватории Финского залива, на территории Выборгского района Ленобласти).

Но снимать можно и в городе, тренируясь на птицах (а у нас их больше 100), белочках, бабочках. На реке Смоленке весной можно увидеть бобров.

 Для первых съемок подойдет и обычная цифровая камера с 10-кратным зумом. В дальнейшем покупают более серьезную аппаратуру. Нужна зеркальная цифровая камера и 300-миллиметровый объектив. Минимальный набор обойдется в 15 тысяч рублей.

share
print