Истории

Уроки «Булгарии»: в каком состоянии сегодня находится петербургский флот

Средний возраст Северо-Западного флота – 30 лет

У Речного вокзала стоит замечательная компания: «Федор Достоевский», «Владимир Маяковский», «Петр Чайковский» и «Господин Великий Новгород». Все не питерские – Пермь, Ростов-на-Дону, Великий Новгород. Они доставили в Питер туристов и находятся здесь от одного дня до недели.

«Я увидел по телевизору сообщение о трагедии, - говорит старпом с одного из теплоходов (свое имя он просит не указывать: «Такая трагедия, а я комментарии даю»). – Я в пассажирском флоте с конца 80-х годов и такого не помню. Не представляю, как «Булгария» могла утонуть за три минуты. Версий не строю – когда поднимут, все выяснится».

СПРОС НЕ УПАЛ

Анна Морева гуляет с дочкой около теплоходов и мечтает об августовском круизе в Финляндию. Трагедия «Булгарии» не отбила желание плыть. Это отмечают и в компаниях, продающих путевки. «Спада продаж не наблюдается, было всего несколько случаев отказа, - замечает Олег Зеленков, управляющий директор компании «Водоходъ – Санкт-Петербург». – Но у людей появилось огромное количество вопросов: например, про лицензии, спасательные жилеты? Или такой: «Есть ли в каюте молоток, чтобы разбить стекло?»

КОНТРОЛЬ

«Всего на Северо-Западе свыше 1700 единиц флота, средний возраст которого – 30 лет, - говорит директор Северо-Западного филиала Российского Речного регистра Владимир Алипа. - Пассажирского транспорта около 300 единиц. Большинство – «москитный» флот (небольшие суда – Ред.), крупных теплоходов – 18-20. Такого проекта судов, как «Булгария», в Санкт-Петербурге нет".

Срок списания теплохода определяет его владелец. Регистр к судам старше 25 лет устанавливает более жесткие требования. Понятно, что чем старше судно, тем больше оно требует ремонта, а, следовательно, вложений. "Поэтому старые суда должны быть невыгодны собственникам», - объясняет Алипа.

Сейчас самому молодому теплоходу в России 21 год. Больше новых судов не строилось: дешевле отремонтировать теплоход, чем построить новый.

Речной регистр ежегодно проводит освидетельствование судов – проверяются все механизмы в действии, виды снабжения. Кроме того, каждые пять лет - подробное освидетельствование. Сотрудники регистра проверяют износ корпуса, машин и механизмов, проводят измерения и сравнивают показатели с нормативами. Если результаты не соответствуют норме, судну не выдается нужная документация - следовательно, никакого плавания. «После проверки очень важно, как эксплуатируется судно, - замечает Владимир Алипа. – Многое зависит от грамотного использования. Сейчас порядка 170 судов стоят у нас на учете, но не получили необходимых документов, в том числе и потому, что их состояние не соответствует норме».

РЕЗУЛЬТАТ

«Состояние круизных судов в Санкт-Петербурге хорошее, - говорит Вадим Назаров, заместитель генерального директора по безопасности судоходства и охраны окружающей среды компании «Русские круизы» (в прошлом - капитан морских и речных судов), - Суда могут служить хоть 100 лет, если их нормально эксплуатировать, поставить новый двигатель и полностью заменить обшивку. Например, «Святой Руси» 55 лет, оно в отличном состоянии. 11 герметичных переборок (о которых сейчас так много говорят), даже при затоплении 2-х отсеков судно останется на плаву".

По словам Вадима Назарова, техническое состояние маломерного пассажирского флота Северной столицы гораздо хуже, чем круизного. Проблема заключается в том, что на реках и каналах работает много частных судов, которые не имеют лицензий на перевозку пассажиров. Их проверяет инспекция по маломерным судам, но не как перевозчика, а как частный катер.

Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев отмечает, что в прошлом году 76 судов экскурсионного флота было переоборудовано: в них поставили переборки, а также заложили дополнительные блоки полистирола, чтобы повысить непотопляемость судов.

На вопрос, в чем наиболее частые причины аварий на воде, капитан-наставник Управления пассажирских перевозок «Северо-Западного пароходства» Валерий Шумбаров отвечает: «98% аварий на воде связаны с человеческим фактором».

share
print