Истории

Нацпроект: зачистка

Замок на границе с бывшими братскими республиками мало что изменит

Обосновывая антигрузинскую кампанию, Владимир Путин сослался на Кондопогу: якобы, там жителей «достали» нелегальные мигранты. Но в Кондопоге, во-первых, не было грузин, во-вторых, не было нелегалов, а в-третьих, не было мигрантов: обе стороны конфликта – и коренное население города, и приехавшие туда чеченцы – являются гражданами РФ. По сути, речь идет не о политической и даже не экономической, а о культурологической проблеме. И проблема эта стара, как мир. К чужакам, чей язык, обычаи и верования отличаются от принятых в определенной местности, во все времена относились, в лучшем случае, с подозрением и осторожной неприязнью. И чем больше приезжих – тем выше градус эмоций, потому что на подсознательном уровне «нашествие» воспринимается как угроза привычному образу жизни.

…Отдав сына в школу, мой знакомый с удивлением узнал, что почти половина первоклашек – азербайджанцы. Сей факт «русских» родителей отнюдь не порадовал, и вовсе не потому, что все они придерживаются националистических взглядов. Просто в ситуации, когда половина учеников плохо знает русский язык, учительница будет вынуждена уделять им больше внимания – в ущерб остальным ребятам, которые, помимо всего прочего, получат меньше знаний, чем могли бы. Впрочем, «коренному населению», вынужденному искать другие учебные заведения для своих детей, от этого было не легче. Ведь для жителей, условно говоря, русских городов абсолютно безразлично, откуда именно приехали «чужаки» – из-за границы или с «российского» Кавказа…

Незадолго до «грузинского кризиса» на государственном уровне чиновники заявили о том, что России необходимо развивать легальную трудовую миграцию. Но пока политика властей в этой сфере представляется невнятной и абсолютно непоследовательной.

Российские власти – как федеральные, так и региональные – почти полностью устранились от работы, связанной с адаптацией «переселенцев». Работа эта может быть выстроена в двух направлениях. Во-первых, нужны специальные центры по изучению языка для взрослых и специальные классы для детей. Во-вторых, нужен целый комплекс мер, позволяющий жителям российских городов познакомиться с культурой переселенцев: в конце концов, знакомое «чужое» уже не так страшно, как незнакомое. Скорее всего, возможны и иные варианты – в конце концов, не надо изобретать велосипед, какой-то опыт вполне можно перенять у европейских стран. Но сегодня власть не делает ничего – и это страшно, потому что если оставить все, как есть, то завтра «полыхнет» не в одной отдельно взятой Кондопоге, а повсюду. И замок на границе с бывшими братскими республиками мало что изменит: конце концов, средний россиянин вряд ли отличит «российского» дагестанца от «зарубежного» азербайджанца, а жителя «враждебной» Грузии от жителя дружественной Абхазии…

Проверки

…в ресторанах
Когда мы готовили эту полосу, то отправили фотографа в маленький грузинский ресторанчик, который подкупал домашней атмосферой: кроме обычных посетителей, там всегда собиралась куча родственников хозяйки: они приходили похвастаться новорожденными, часами обсуждали семейные сплетни, и этот «междусобойчик» создавал ощущение, что вы пришли не в ресторан, а в гости к старым друзьям.

На это раз здесь было пусто и тихо. Хозяйка чуть не заплакала: «Умоляю, не надо, не снимайте нас! У нас тут и отделение милиции рядом, и учреждения всякие, не ровен час, нагрянут. Боюсь я, не надо!»
Фотограф ушел – что тут возразишь.

…в квартирах
«Вашу комнату хотят снять, – позвонила агент Анастасии Левкиной. – Но я не знаю, как вы к этому отнесетесь: он дагестанец». Анастасия удивилась такому предупреждению, для нее главное – сдать комнату. Агент удивилась: «Вы согласны? Его никуда не берут, несмотря на то, что он милиционер. Ищу ему место очень долго».

По словам агентов недвижимости, в последнее время многие хозяева квартир ставят национальные ограничения. «Мы работаем с людьми кавказской национальности очень подолгу, – говорит Елена Авдеева, сотрудник отдела аренды агентства недвижимости. – Часто, узнав, что снимать будет кавказская семья, хозяева отказываются. Мотивируют отказы тем, что якобы не хотят афишировать, что квартира сдается. Если соседи увидят русскую семью, им можно объяснить, что это родственники приехали в гости. К тому же кавказцев все считают нелегалами и не хотят связываться».

…в школах
462-я школа, расположенная на окраине Пушкинского района, известна тем, что здесь учатся и армяне, и цыгане, и азербайджанцы. «Какого-то напряжения в последние дни я не почувствовала, – говорит Татьяна Сорокина, директор школы, – но на всякий случай стараемся не афишировать того, что несколько наших ребят приехали из Грузии». Учители уверены, что внутри школы, где дети разных национальностей изучают культуру друг друга, проблем нет и быть не может, но нет гарантии, что агрессия не коснется школьников вне стен школы.

После выходных на дверях школы № 403 появилась свастика. Неизвестные ночью нарисовали фашистские символы на крыльце и на трансформаторной будке. В школе отреагировали быстро – свастику замазали краской. А для всех учеников младших классов провели уроки толерантности, на которых преподаватели объяснили, кто такие фашисты. «Сейчас мы идем в лицей читать стихи Пушкина, – говорит Лариса Рагузина, завуч школы № 403, – из пяти ребят русских только двое. Есть молдаванка, есть грузинка».

…на рынках
«Да, у нас постоянно проверки! Мы уже их не замечаем даже!» – говорит Фатима с длинной черной косой. Вместе с другими женщинами из Таджикистана и Узбекистана она работает в магазине «Народный». В администрации «Народного» не скрывают – проверки регистрации и прав на работу в последнее время участились.

В минувший вторник очередная проверка началась в разгар дня, и жизнь в магазине как будто стала тише. У входа – две милицейские машины. Человек в форме по мобильнику громко говорит, что часть людей увезут в районное отделение милиции. Привычных голосов с восточным акцентом, криков «Осторожно! Ноги! Дорогу!» не слышно. Работники притихли, переговариваются шепотом. Под горячую руку попадает охранник – ему задают тот же вопрос: на каком он тут основании?
Покупатели озираются возле пустых прилавков. «Хозяйка! Когда картошку привезете?» – дедушка в кепке поймал тучную даму в розовом халате. «Да откуда я знаю? Фасовать-то некому, не видите – милиция!» – отвечает она.

Наконец милиционеры уходят. Как по сигналу декорации меняются – закипает жизнь, откуда ни возьмись, появляется загорелый мужчина в замызганной кофте с телегой, груженной картофелем. Жизнь «нормализуется» – до следующей облавы.

Владимир Калганов, директор крестьянского хозяйства «Алакюль-1» :
"Если мы сейчас уберем всех иностранцев с рынка, то кто придет на их место? Быть фермером в сегодняшних условиях у нас так сложно, что мало кого из русских привлекает этот бизнес. Рынки просто опустеют. У наших крестьян нет дотаций, а присутствие посредников, без которых не обойтись, поднимает цены в разы. Из Дагестана, Молдавии, Белоруссии и Украины к нам едут овощи на треть, а то и в два раза дешевле, чем те, что выросли в Ленинградской области.  Почему-то иностранцы не очень-то едут в Финляндию со своей морковкой. А все потому, что там агрофирмы работают напрямую с магазинами по договору, без посредников."

…на дорогах
«Я за руль без регистрации не сажусь», – Василий, несмотря на имя, уроженец Осетии. Кроме паспорта с питерской регистрацией, он каждое утро проверяет, на месте ли квиток из общежития. Василий уже год водит маршрутное такси. Говорит, что в последнее время работать стало трудно – если «не русского» водителя остановит ГИБДД, то из-за какой-либо бумажки можно загреметь в КПЗ.

Несмотря на ужесточение мер, владельцы «маршрутных» фирм говорят, что по-прежнему будут брать на работу мигрантов – приезжие охотнее берутся за эту работу. «Если водитель лентяй, я его уволю вне зависимости от того, русский он или грузин», – говорит Алексей Быков, начальник отдела эксплуатации компании-перевозчика.

 

Националисты обрадовались призыву президента

«Если вы пострадали от грузинских иммигрантов или владеете информацией о местах проживания, притонах и скоплениях данных лиц, сообщите об этом нам» – объявление такого содержания появились на сайте одного из националистических движений. Контролировать, как городские власти и правоохранительные органы выполняют наказ президента о наведении порядка на рынках, вызвалось Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), ярый сторонник очистки страны от «неславянского населения».

Призыв президента они восприняли с нескрываемой радостью.

Петербургские активисты ДПНИ намерены доводить до правоохранительных органов информацию, которую им сообщат жители, и следить, чтобы меры были приняты. «Не будут принимать мер, сообщим в центральный штаб в Москву, – обещает Семен, активист ДПНИ. – Они найдут способ сообщить об этом президенту».

share
print