Истории

Большеохтинскому мосту исполнилось 100 лет

Сегодня 100-летний юбилей отмечает самый эффектный мост Петербурга – мост Петра Великого (старое название - Большеохтинский).

Мост соединяет исторический центр города с районом Малая Охта.

Мост имеет три пролета, центральный из которых – разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста.

Длина каждого из боковых пролетов - 136 метров, а среднего - 48 метров. Металлоконструкции моста весят 8 920 тонн, из них 1 065 тонн составляет масса противовесов разводного пролёта.

Первое утверждение проекта сооружения Охтинского моста между Калашниковской набережной и Малой Охтой состоялось в 1829 году, но средств на реализацию не хватило.

В 1860 году было принято решение: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении...» После этого был выпущен займ на 3 млн рублей, и с 1 сентября 1901 года Городская дума объявила международный конкурс на проект Охтинского моста.

Условия были разосланы на четырёх языках. В конкурсную комиссию поступило 16 проектов: 8 из России (7 из Петербурга и один из Москвы), по 2 из Франции и Австро-Венгрии, по одному из Германии, Голландии, Испании и США.

Победил проект профессора Николаевской инженерной академии, военного инженера полковника Г. Г. Кривошеина и военного инженера подполковника В. П. Апышкова под девизом «Свобода судоходству». В отличие от остальных работ, в нем предлагалось устройство разводного пролёта посередине русла Невы. Необычным было и устройство дорожного полотна, «подвешенного» к нижней части мостовых арок.

Торжественная закладка моста произошла в честь 200-летия Полтавской битвы, 26 июня 1909 года, поэтому изначально его назвали в честь триумфатора битвы – императора Петра Великого.

Существует легенда, что одна из миллиона заклёпок этого моста – золотая, закрашенная в один цвет со всеми остальными.

7 июля 1911 года мост был сдан, правда, для движения его открыли только 26 октября, а строительные работы продолжались вплоть до 1913 года.

В 1956 году мосту дали официальное название «Большеохтинский», а в 1991-ом вернули историческое название. Теперь он официально называется мостом Петра Великого, хотя многие горожане до сих пор величают его «по-советски».

В конце 90-х годов была выполнена реконструкция, заменены подъёмные механизмы и разводной пролёт, а в 2000 году состоялось открытие «волшебной» художественной подсветки.

В 2005 на мосту прекращено трамвайное движение. А в октябре 2010 года с моста окончательно убрали трамвайные рельсы.

Сейчас именинник вновь переживает капитальный ремонт: с апреля 2011 года на мосту ведутся работы по ремонту и окраске металлоконструкций, ремонту подсветки. Как сообщили MR7 в пресс-службе администрации Красногвардейского района, работы планируется завершить к концу ноября.

Фото: На строительстве Охтинского моста. На снимке - помощник главного инженера профессор Передерий Г. П., военный инженер профессор Тюрин В. Г., главный инженер профессор Николаевской инженерной академии полковник Кривошеин Г. Г., председатель комиссии по надзору за постройкой моста Липский В. А., генерал-лейтенант профессор Кирпичёв К. Л., профессор Крылов А. Н., профессор Белелюбский Н. А.
Журнал "Нива", 1909-1911 г. автор фото неизвестен.

share
print