Истории

Петербуржцы соскучились по советской рекламе

Кинофестиваль ретро-рекламы «Диафильм» прошел в Музее современного искусства «Эрарта» уже во второй раз – по многочисленным просьбам. Почему советская реклама, в отличие от современной, притягивает зрителей, разбирался корреспондент «Моего Района».

На фестивале демонстрировались раритетные ролики, созданные Первым Рекламным Объединением при Ленинградской студии документальных фильмов, с момента его основания в 1972 году до распада СССР в 1991-м. Тогда рекламировались отечественные продукты и услуги, а также важнейшие атрибуты, определенные министерствами образования, здравоохранения и так далее.

До 1988 года по телевизору рекламу не показывали вообще. Крутили ролики лишь перед сеансами в кинотеатрах - переключить канал возможности не было. Так что внимание зрителей не нужно было привлекать какими-то эффектами или громким звуком. И реклама отличалась повествовательной неспешностью. Поначалу ролики длились от двух до пяти минут. Впоследствии заказчикам объяснили, что эффективность рекламы не зависит от ее длительности.

Басилашвили рекламировал магнитофоны

Поскольку создавали рекламу режиссеры-документалисты, каждый ролик был своеобразной авторской короткометражкой. А снимались в них преимущественно известные актеры. Так, Михаил Боярский предлагал купить мебель, Олег Басилашвили рекламировал первые советские магнитофоны, а Михаил Светин уверял, что часы «Чайка» – самые точные и надежные в мире.

К сожалению, из 600 рекламных шедевров сохранилось не более сотни роликов, отражающих советскую эпоху. А ведь многие пришли на фестиваль именно ради возможности посмотреть на жизнь в СССР.

Интерес к истории

«Когда мы делали эту рекламу, мы не думали, что через 30 лет она превратится в явление художественное, - рассказывает Иосиф Самойлович Трахтенгерц, режиссер документального кино, стоявший у истоков советской видео-рекламы (кстати, Иосиф Самойлович до сих пор работает на студии документальных фильмов). – Изменилось время, и теперь эта подборка рекламных фильмов воспринимается по-другому - как предмет искусства. Думаю, зритель, пришедший сюда, в первую очередь, смотрит на то время, которое было, на атмосферу, на дома, улицы, машины, одежду. Это же все об их родителях, и они, наверное, понимают, что жизнь родителей и к ним имеет отношение».

«Пришли, чтобы вспомнить детство»

Большинство собравшихся – молодые люди, заставшие лишь последние годы существования СССР. Одни действительно пришли за приметами времени.

«Я родилась в 1989 году, - говорит будущий юрист Ия, - и мне стало интересно познакомиться с тем временем, в котором я прожила первые годы, посмотреть на быт, образ жизни».

Другие пришли узнать, как снималась реклама в СССР.

«Меня фестиваль заинтересовал с точки зрения творчества, - рассказывает 25-летний Сергей, учившийся на рекламщика, - В университете нам рассказывали о рекламе Союза немного, без вдумчивого анализа, так что решил, лучше самому посмотреть, по каким принципам она строилась».

Но были и люди постарше. Так Анна и Ирина, 43-летние бухгалтер и сотрудник торгового дома, пришли, чтобы вспомнить детство. Однако советскую рекламу они совершенно не помнят.

«Радостно было, когда на экране появлялись предметы из детства, - делится Ия. – Термос, например, который показали в рекламе часов. Или холодильник «Саратов». Именно такой у нас, кстати, в общаге до сих пор стоит, работает. Еще зонты такие остались. Сейчас все младшей сестре шептала: «Помнишь, помнишь?»».

Незаконная реклама

«Конечно, и тогда и сейчас посредством рекламы пытались продать товар, но, по-моему, есть еще технические и законодательные различия, - рассказывает Дмитрий, врач 23-х лет. – Например, в советской социальной рекламе против курения были четко показаны марки сигарет «Космос» и «Пегас». Сейчас же запрещено показывать, какие конкретно сигареты курить нельзя. К тому же я заметил, что зачастую в рекламе одного товара красиво показывался другой. Так при просмотре ролика про «Автоприцеп «Скиф» я, честно говоря, поначалу был уверен, что рекламируют автомобиль «Жигули». А оказалось, все-таки прицеп-палатку».

«В отличие от плоской современной рекламы, советская сделана творчески, с юмором», - говорит Ия.
«Многие ролики действительно высокохудожественны, - соглашается Сергей. – Но сейчас они по большей части выглядят наивно. Конечно, скорее всего, когда потомки будут смотреть то, что создается сегодня, они так и про нас скажут».

Больше юмора!
Большинство людей, пришедших на фестиваль, признались, что рекламу современную, каждые несколько минут прерывающую фильмы и передачи, не любят.

«Она только раздражает, - говорит Ирина. - Когда реклама начинается, сразу убегаю делать что-то по дому, потому что полезной информации в ней не вижу, эстетики тоже никакой».

«Я заметил, что в российской рекламе все некрасиво – и сюжет, и актеры, и звук, - отмечает Дмитрий. - Вот, например, когда я гостил у знакомых в Англии, мы перерывам на рекламу только радовались, потому что ролики были сделаны смешно и привлекательно. После действительно хотелось пойти и купить показанный продукт. От нашей же рекламы только плеваться хочется. При современных скоростях Интернета за время рекламы можно скачать заинтересовавший фильм и продолжить просмотр без надоедливых пауз».

 

share
print