Истории

«Ладога-трофи»: ежегодно по бездорожью

У легендарного внедорожного рейда, стартующего завтра, 4 июня, в этом году юбилей. Уже 15-й год полноприводные машины и квадроциклы месят грязь, перебираются через скалы, воюют с болотами и преодолевают реки.

Идею трофи-рейда в Северо-Западном регионе организаторы подсмотрели в Мурманске. Летом 1996 года четыре экипажа из Петербурга отправились туда на «Арктик-Трофи» - первое в России официальное внедорожное мероприятие. На Кольский полуостров прибыли Александр Дерюгин на «TLC-60», Анатолий Молчанов на «Nissan Patrol», Борис Гадасин на «Range Rover Classic» и Юрий Овчинников на «сороковке».

Решив, что они не хуже, активисты санкт-петербургского «Off-road & 4x4 Club» начали подготовку собственного трофи-рейда. Предложение о проведении многодневного летнего выезда джиперов поступило от Анатолия Молчанова, а закольцевать маршрут вокруг Ладожского озера предложил Юрий Овчинников. В июне 1997 года на первую «Ладогу» от спуска напротив Румянцевского садика отправилось более 30 экипажей из Москвы, Петербурга, Мурманска и Латвии.

Первые заезды вокруг озера носили экспедиционный, а не гоночный характер. Ехали все вместе, караваном, помогая друг другу. Оттуда и пошла особая «ладожская» традиция выручать соперников даже ценой собственного времени и очков. Победители тогда определялись голосованием участников.

В анкетировании после поездки участники также писали, что больше всего понравилось и запомнилось из маршрута. В категории «самое запоминающееся событие» победил водопад на реке Кулисмайеки, найденный организаторами на разведке. С тех пор посещение водопада стало традицией трофи-рейда.

В следующем году количество «ладожских» приключенцев уже возросло до 47 экипажей. На этот раз участников разбили на группы по уровню подготовленности автомобилей. «Монстров» отправили в непролазную грязь, остальных - на менее экстремальные туристические маршруты. Секундомер на соревновании появился еще позже, в 2000 году.

Тогда же добавилась еще одна группа участников – «Спорт». А с 2007 года стали применять для контроля прохождения дистанции «черные ящики» - устройства для записи GPS-трека. Ежедневно информация с устройства каждого экипажа считывалась и обрабатывалась. Судьи определяли соответствие записей легенде, следили за соблюдением заданных коридоров движения.

Впоследствии «Ладога-трофи» разрослась более чем до 200 экипажей из разных стран, 11 зачетных классов по категориям автомобилей и стала одним из самых зрелищных и масштабных джиперских марафонов.

Неизменно

Из рейда в рейд организаторы «Ладоги» стараются разнообразить маршрут. Один год идут вокруг Ладожского озера по часовой стрелке, другой – против. Каждый раз добавляются новые бездорожные участки.

Но некоторые традиции неизменны. Так, каждый год с нетерпением экипажи ждут стоянки на берегу около Видлицы, под Олонцом. Здесь происходит «дневка»: в течение суток все участники трофи-рейда находятся в одном лагере - редкая возможность передохнуть, пообщаться, подремонтироваться и хоть немного поспать.

Но главное – именно на этом песчаном берегу проводятся особые соревнования: «Пляжная» и «Дюнная» гонки. Это соревнования динамичные и зрелищные, дающие показать мастерство вождения, но не требующие от пилотов и автомобилей серьезной внедорожной подготовки.

Трасса «дюнки» прокладывается вокруг остовов деревьев, стоящих посреди песка. Правила суровы: всего одна попытка, без тренировок, сбитая вешка или выход за пределы контрольного времени прохождения – снятие. Но в отличие от спецучастков, на которых, в основном, экипажи остаются один на один с бездорожьем, на гонках в Видлицах их поддерживают зрители и болельщики.

Трасса «пляжки» проходит непосредственно по берегу Ладоги, местами прямо по воде, проезды по которой особенно красивы для гостей и тяжелы для гонщиков. Последним нужно так выбрать траекторию, чтобы не потерять скорость и не отдалиться от берега, чтоб не «затащило».

Только один раз «Пляжная» гонка не состоялась. Тогда, впервые за 9 лет существования «Ладоги-трофи», на берегу озера около деревни Видлица не оказалось пляжа. Совсем. Зима выдалась снежная, весна дождливая, так что уровень воды в Ладоге поднялся больше, чем на метр и затопил береговую линию. В качестве компенсации за отсутствие одного из любимых заездов организаторы предложили участникам две трассы по дюнам, а не одну, как обычно.

Коварная горка

Один из спецучастков с подковыркой - «Офф-роудный Мегадрайв». Раньше он был «Малым офф-роудным кольцом» в 5 километров. Несмотря на небольшой километраж, считался чем-то вроде джиперского полигона, уж очень высока была плотность разнообразных препятствий на единицу расстояния.

Испытание всем пришлось по душе, так что организаторы его продлили еще на 7 км, превратив в новый «Офф-роудный Мегадрайв». Подковырка поджидает участников на финишной гонке в гору. Несколько раз в разные годы экипажи летели с нее в озеро с переворотами через крышу или укладывались на левый бок.

Именно здесь в 1997 году при подъеме на холм у автомобиля Александра Дерюгина выбило в раздатке нейтраль. Все участники двигались по трассе одной колонной. Чобы не причинить ущерб идущим следом машинам, Александр направил свою «сороковку» («Toyota LandCruiser 40») с дороги под откос, в сторону озера. Врезался в дерево, и машина за несколько секунд превратилась в кабриолет - натурально съехала крыша.

Лопнувшая конструкция каркаса поранила штурмана Евгению Баландину. Но ни рваная рана предплечья, ни авария не помешали экипажу Дерюгин - Баландина по итогам голосования занять первое место и войти в историю как лучший экипаж «Ладоги».
Некоторых от переворотов на коварной горке порой спасала уже ставшая легендарной сосна, растущая чуть ниже. Так, например, на десятой «Ладоге» дерево удержало экипаж из Питера на «Land Rover».

«Из-за массовых падений, особенно на левый бок, организаторы поставили на этом месте специального человека, который следит за экипажами, - говорит Владимир Николаев-Кульжинский, пилот одного из экипажей OFFCLUBа, шеф-инструктор клуба, - Он заставляет штурманов, желающих проехать последние 10 метров до финиша в машине, все-таки покидать сиденье, чтоб те весом или с помощью привязанной к дереву веревки откренивали машину на правый бок».

Местные стычки

Отношения с местными жителями у джиперов неоднозначные. Порой, когда машины намертво застревают и выбывают из зачета, экипажи просят помощи у лесорубов, у них есть техника для перетаскивания бревен по болотам. Иногда, правда, и это не помогает.

По легенде, когда машина так увязает, что и вертолетом не вытащишь, хозяин выставляет документы на продажу в Интернете, указывая координаты места нахождения авто. Если покупатель захочет, пусть сам - в качестве бонуса к купленным документам - покупку и вызволяет.

Раньше, когда джиперы отправлялись в соревнования на старых машинах, и техника в дороге ломалась, они, говорят, таскали некоторые запчасти с местных уазиков. Теперь мало кому из ладожских путешественников требуются подобные детали. Процесс пошел в обратную сторону.

По ночам, когда лагерь спит, в нем орудуют бойкие деревенские. Чаще всего на утро не досчитываются бензогенераторов, вырабатывающих электричество. Их обычно ставят подальше, в кусты, чтоб не шумели над ухом, и ленятся убирать...

«Рассказывали и про более неприятные случаи, - говорит Дмитрий Карпушин, председатель OFFCLUB'а. - По слухам, как-то раз колонна джиперов по дороге из Карелии наткнулась на человека со своеобразным придорожным бизнесом. Он клал в багажник булыжники, скрывался на боковой дорожке, потом устраивал столкновение с теми, кто едет по трассе. Из-за дополнительной тяжести машины сильно бились. Люди на трассе, думали, что они на главной дороге. На знак, обязывающий пропустить человека с боковой, внимания особо не обращали.

Как-то «бизнесмен» подставился участнику «Ладоги», деньги у него вымогал. Тот, конечно, платить отказался. Мужчина начал грубить, но когда увидел сзади еще полсотни джипов, отказался от всех прптензий. Эту историю рассказывают как легенду, так что, было ли - не поручусь».

Джиперы шутят

Бывалые, естественно, подшучивают над новичками. Есть у них для этого даже специальная байка, ставшая почти ритуалом.

«Когда экипажи собираются на пляжную и дюнную гонки, появляется возможность пообщаться, - рассказывает Владимир Николаев-Кульжинский, пилот одного из экипажей OFFCLUBа, - Начинаются тусовки, хождения, во время которых выясняется, кто приехал впервые, желательно издалека. Если такие есть, их начинают пугать «ладожским медведем».

«Есть, - говорят, - в этих местах такие маленькие медведи, ростом в полметра. Маленькие совсем, но очень голодные. По ночам приходят, запасы таскают». Новички ведутся, начинают прятать провиант в палатки, сторожат всю ночь. Потом, на другой стоянке над ними посмеиваются.

Владимир вместе с другом Вадимом даже мультфильм пластилиновый про этого медведя сделал.

Еще один известный сюжет из жизни зафиксирован в вышедшей неделю назад книге о джиперах «Гонки на черепахах» петербуржца Станислава Баха. Герою книги ночью приходит SMS от напарника. В нем одно слово: «Сижу» и GPS-координаты. Встал, оделся, поехал выручать. Приезжает на место, где застрял друг. Пока его вытаскивал, застрял сам. Тогда уже спасенный вытащил героя и говорит: «Ну, вот не случись я здесь, что бы ты делал?».

Прекрасные вне дороги

Трофи-рейды считаются мужским способом проводить время. Одна из участниц трофи-2011 Татьяна Сычева, мечтает когда-нибудь проехаться вокруг Ладоги чисто женским экипажем. Для Татьяны это вторая «Ладога». Она со штурманами Сергеем Павловым и Алексеем Молчановым едет в зачете «Adventure» (бывш. «Туризм») на автомобиле «Toyota 70». В прошлый раз, на соревновании 2009 года ее экипаж занял третье место на дюнной гонке в зачете «Туризм».

«Нас тогда очень напугали первым спецучастком, - вспоминает Татьяна. – Говорили: «Такой сложный, ужас, там такой брод, кошмар, не идите до конца, пожалейте машину, ничего, что в зачет не пойдет». И мы все время ждали обещанных ужасов. У меня даже давление подскочило. В итоге оказалось болото как болото».

К концу той «Ладоги», машина Сычевой все-таки не выдержала езды по бездорожью.
«Сцепление практически накрылось еще во время ночного ориентирования по легенде, - рассказывает она, - Все спецучастки мы, тем не менее, прошли. Но вот возвращались с «Ладоги» уже на тросе, 250 км. Ну, есть мнение, что машина и должна в конце рейда развалиться».

Ладога-2011

В этом году на крупнейшем в мире приключении 4х4 участвует более 200 экипажей на автомобилях и квадроциклах из 16 стран. 1200 км, 9 дней пути, новые спецучастки и сюрпризы.

На этот раз на трофи-рейде 11 зачетных классов. Насколько сложны задания и маршруты, определяется в зависимости от группы, где едет экипаж. С наиболее тяжелыми участками столкнутся приверженцы спортивных трасс (группы ТR1, TR2, TR3, PROTO, ATV).

Особые приключения ожидаются в группах «Adventure» и «Adventures-open». Для экипажей в «Grand-Tourism» и «Discovery» также подготовлены свои квесты. Одни будут биться за секунды, другие – в формате «культурной навигации» (GeoCaching). Все результаты звфиксируются электронной системой контроля времени и системой спутниковой навигации GPS. Ежедневно для каждого экипажа будет суммироваться время прохождения трасс. По итогам - определятся победители.

Помимо семи спортивных и четырех туристических классов, в рамках «Ладоги» определится победитель в командном зачеет среди российских и зарубежных клубов. Команда может состоять из 2-4 экипажей, участвующих в любых зачетных группах.

Одно из новшеств – впервые за 15-летнюю историю «Ладога-трофи» выберет свою официальную Королеву. В рамках рейда в день прохождения Пляжной и Дюнной гонки пройдет конкурс красоты «Королева «Ладоги», в котором смогут поучаствовать не только непосредственные участницы соревнований, но и болельщицы. Силовых заданий не будет.

«Главное – женская смекалка, смешанная с толикой озорства, хорошее чувство юмора и умение найти выход из любой ситуации», - сообщается на сайте «Ладоги».

Из неожиданного: в этом году на «Ладогу» едет российско-индийский экипаж. Поскольку Владимир Николаев-Кульжинский, пилот одного из экипажей OFFCLUBа, шеф-инструктор клуба, сейчас получает вид на жительство в Индии, Кирилл Деражинский, штурман, решил, что заявку надо подавать от команды двух государств. Теперь на их «Landrover Defender» будет красоваться два флажка.

«Может, смысл [офф-роуда] в том, чтобы, создавая самому себе трудности и преодолевая их, быть готовым выйти победителем в реальной ситуации?» - задается вопросом в упоминавшейся книге о джиперах Станислав Бах. Дмитрий Карпушин соглашается: «Нам всем, видимо, нужен совместный мужской поход, пусть без оружия, и пусть трудный.

Такая территория солидарности. В этом смысле джиппинг - очень российское занятие».

share
print