Истории

Узбекский Петербург

«Узбекских кварталов» в городе не будет, но узбекский Петербург уже есть: по данным Межрегионального центра образования мигрантов, узбеки уже составляют до 1/6 населения северной столицы.

Заявление представителей узбекской диаспоры о том, что в трех районах Петербурга – Центральном, Невском и Выборгском – появятся национальные автономии, вызвало волну разговоров о появлении в городе «узбекских кварталов».

И то, что президент общества соотечественников Узбекистана Алиджан Хайдаров опроверг эти слухи, и то, что автономия – это скорее культурное образование – никого особо не успокоило. Уже сегодня понятно: узбеки в северной столице поселились всерьез и надолго.

Каждый шестой?

Очевидцы рассказывают, что, когда приезжает поезд из Ташкента, питерский вокзал меняется — русских здесь почти нет. Прибывшие и уезжающие мигранты тащат по платформам коробки, котомки, обмениваются между собой вещами. Узбекские таксисты везут земляков в общежития или квартиры, где по сходной цене предлагают койко-место.

Так, и еще самолетом, прибывают в Петербург граждане Узбекистана, которые, по данным Межрегионального центра образования мигрантов, уже составляют до 1/6 населения северной столицы.

Точную цифру никто не назовет. Известно лишь, что ежегодно разрешение на работу в городе получают более 100 тысяч узбеков.

Мы встречаемся в кафе с Тимуром и Улубеком, которые приехали в Петербург на заработки.

«Если узбеки едут в Россию, значит, у себя в стране они не могут прокормить семью? – рассуждает на хорошем русском Тимур. — Средняя зарплата в Узбекистане - 50-100 долларов, чтобы жить нормально, нужно 300 долларов. Здесь на стройке можно заработать от 500 до 1000 долларов, водителем — от 1000 рублей в день. Но узбеки и пашут за эти деньги!»

Тимур говорит о заработках трудовых мигрантов, которые мощным потоком хлынули в город на Неве. Выходцы из Узбекистана, которые живут в России уже много лет (и имеют российское гражданство), в основном занимаются средним бизнесом: кафе, рестораны, автосервисы, торговля, строительство. Причем трудятся у них тоже земляки.

Тимур в Петербурге чуть более месяца, за это время милиция останавливала его уже пять раз. Когда иностранец пересекает границу России, у него есть семь дней, чтобы оформить временную регистрацию.

Обычно мигранты регистрируются за деньги в жилплощади, которую никогда не видели и не увидят. Живут же на самом деле в квартирах по двадцать-тридцать человек (а бывает, что и в вагончиках, подвалах). Место в таком «общежитии» стоит около трех тысяч рублей и обычно передается «из рук в руки» - один узбек съезжает, его знакомый вселяется.


Фото: предоставлено MR7 героями публикации

Что интересно, в Петербурге есть плотные поселения узбеков по принципу «землячества»: к примеру, самаркандские узбеки живут в районе Торжковского рынка (в том числе Торжковская улица). Узбеки из Ферганской долины селятся на Уральской улице Васильевского острова, Хорезм сконцентрирован на 24 линии Васильевского острова, ташкентские живут в районе Калининской базы и Сенной площади.

За дверью

Центр Петербурга. Из парадной слышна русская речь с акцентом. Возле окна, между первым и вторым этажом, о чем-то спорят несколько узбекских подростков.

Все квартиры этой парадной заняты уроженцами Узбекистана, в каждой комнате живет по пять-шесть человек, кухня и туалет – общие.

По широкой лестнице несутся девочки с какими-то игрушками. Они не выходят на улицу – играют в парадной.

Это свой мир, который закрыт от посторонних глаз. Узбекам неприятно видеть чужих в своем жилище, особенно журналистов: трудовые мигранты безумно боятся быть уволенными с работы, даже если и регистрация, и разрешение на работу у них есть.

И это не только из-за страха потерять заработок, но и из-за сложности найти новый источник дохода. Вслепую в Россию мигранты не едут - те узбеки, которые уже как-то закрепились на болотистых почвах Петербурга, постепенно приглашают сюда своих знакомых и родственников, становясь для них своеобразными «бригадирами».

Некоторые по договоренности с российским работодателем вызывают в Петербург сразу партию земляков (часто «кидают»).

Возможно и такое: узбеки ежемесячно отдают процент с зарплаты «благодетелю», который устроил их на работу.

Живет основная часть трудовых мигрантов так: работа, стирка, сон. Жену и детей большинство мужчин сюда не привозит, просто пересылают им деньги на жизнь. Сами приезжают домой редко, где-то раз в год. Бывает, заводят в Петербурге «вторые семьи».

20 лет

«Шестерка» останавливается перед входом в кинотеатр «Прибой», где вот-вот начнется праздник, посвященный 20-летию узбекской общины в Санкт-Петербурге. Из машины выходит молодой парень узбекской национальности.

«Понаехали!» — встречает его шуткой земляк.

Среди стоящих возле кинотеатра людей (все ждут выступления канатоходцев) — председатель общества соотечественников Узбекистана «Умид» Алиджан Хайдаров, координатор общества Валишер Хайдаров, руководитель Межрегионального центра образования мигрантов Махсуд Абдужаббаров, представители узбекского бизнеса, известная семья канатоходцев Камиловы, представители узбекских диаспор различных регионов России (Саратов, Самара, Калининград и пр.)


Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

Настоящих трудовых мигрантов сразу видно - во-первых, их не много, во-вторых, они «скучковались» чуть поодаль. Они наблюдают за шоу канатоходцев внимательно, лишь иногда отвлекаясь на проходящих мимо полицейских.


Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

Всех зовут на узбекский плов. Говорят, что над его приготовлением трудилось около 120 узбеков, в итоге получилось 200 килограммов.


Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

Свои среди чужих

С переездом в Петербург узбеки стараются сохранить свои национальные традиции, быт, веру. Они отмечают мусульманские праздники, посещают мечеть. По мере возможности остаются верны и национальной кухне.

Две семиклассницы-узбечки слушают модный хип-хоп как на русском, так и на узбекском языке. Девочки объясняют — смысл песен все равно один и тот же. Возвращаться в Узбекистан они, в отличие от взрослых, не хотят — Россия им нравится, но мечтают они о жизни в Европе.

Девятилетний Асатбек переводит мои вопросы своей бабушке Мавлюде (она работает поваром у канатоходцев). Узбекские дети в России нередко становятся переводчиками, а заодно и связующим звеном между родителями и русским населением (правда, учители признаются - дети из Узбекистана не понимают глубины русского языка — к примеру, метафор, загадок).

Великий и могучий дети изучают в школе, поступают туда, часто не зная ни слова на русском. Петербургские школы не могут отказать в приеме из-за незнания основного языка. Юридически для школы лишь важно, чтобы родители имели регистрацию в городе.

В школах Калининского района количество детей мигрантов за последние пять лет выросло вдвое. Ситуацию обсуждали на районной комиссии по делам несовершеннолетних. Учителям приходится отслеживать сроки регистрации, звонить родителям, напоминать о продлении регистрации, а если не помогает, то обращаться в миграционную службу.

Преподаватели школы № 20 Невского района, в которой учатся около десяти детей из Узбекистана, замечают, что иногда родители не могут написать заявления о приеме ребенка в школу. Просят сделать это за них школьный персонал.

Из-за проблем с языком детей мигрантов обычно зачисляют на класс ниже, чем нужно по возрасту. Но, к сожалению, и там, они, бывает, недоучиваются — семья в любой момент может сорваться с места, не уведомив учебное заведение о переезде.

В школе обратили внимание на закономерность: дети, которые обучаются в школе, обычно из одних и тех же поселков. В классе они держатся друг друга, но при этом нормально общаются с русскими детьми.

По крайней мере, в 20-й школе признаков национализма не замечали. Дети из Узбекистана успешно ассимилируются, и на уроках рассказывают о истории Петербурга с чувством настоящего горожанина.

 

Новый мир

Вокруг узбеков формируются и новые объекты. Сейчас в Петербурге работают не только рестораны с национальной кухней (названные в честь узбекских городов Хива, Бухара, Навои, Фергана, Ташкент, Самарканд, Хорезм), но и газеты для мигрантов: «Петербург Уз» и «Туран».

Недавно в «Туран» пришла узбечка с просьбой — помочь ей вернуть ребенка. После родов она отдала его в дом малютки. Статья вышла, и вот уже на днях в дверях редакции стояла еще одна узбечка с аналогичной проблемой. Конечно, в газете напишут и про нее.

«Наша цель - помогать выходцам из Средней Азии полноценно жить в Петербурге, соблюдая закон, зная свои права и обязанности», - поясняет выпускающий редактор газеты Анастасия Ташкина.

Впервые издание вышло в феврале тиражом 999 экземпляров, а уже майский номер был напечатан тиражом в 7000 экземпляров. Газета публикует статьи на разные темы, разъясняет законы, печатает разговорник.

Материалы печатают на разных языках: изначально это были русский и узбекский, теперь добавился таджикский.

У узбеков существуют и свои детские сады в квартирах, воспитателем выступает одна из мамаш.


Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

«Особенность проживания мигранта в Петербурге - в его самостоятельности, - считает руководитель Межрегионального центра образования мигрантов Махсуд Абдужаббаров. — Это огромное количество людей, которое из-за невозможности пользоваться привычной инфраструктурой Петербурга, создало свою собственную. Естественно, неофициальную. Это свои общежития, свои детские сады, свой общественный транспорт, свои газеты, свои лекари, свои рестораны и прочее.

Конечно, эта «самостоятельность» имеет свои негативные последствия, которые в дальнейшем будут только нарастать. Мы давно обращали на это внимание УФМС, Комитета внешних связей и других контролирующих органов, указывали на необходимость усиливать контроль над мигрантами в Петербурге. Они принимают усилия, но этих мер уже недостаточно – мигрантов очень много».

Опыт

Нодира Нарзиева с дочерью Истат переехали в Петербург около 15 лет назад. Истат почти не помнит родного языка, знает не о всех традициях. Друзей из Узбекистана, признается девушка, у нее здесь нет. Но «узбекское» осталось в крови — так, она маму называет на вы.

Нодира уже давно освоилась, но некоторые узбекские традиции все же сохранила. Например, 21 марта каждого года накрывает стол в парадной и собирает соседей - отметить Навруз (Новый год). Она с нескрываемым удовольствием достает из шкафа национальную одежду, чтобы показать нам, среди вещей — удивительно красивое узбекское платье.


Фото: Сергей Николаев, специально для MR7

«Носите его?» - «Только дома. Я с уважением отношусь к российской культуре, очень люблю Петербург (город обладает особенным магнетизмом), поэтому свою культуру оставляю дома. То же самое с языком - считаю, что в обществе, где люди не знают узбекского языка, не стоит общаться на нем. Ты приезжаешь в Россию, хочешь здесь зарабатывать, жить, значит, ты должен знать русский. Ведь двумя руками в ладоши хлопаешь, одной рукой не получится…»

С такой позицией согласны многие выходцы из Узбекистана. Говорят, что иногда им бывает стыдно за земляков, которые попадают в некрасивые ситуации. Они как будто проводят между «ними» и собой черту.

2 августа, в день ВДВ, и 20 апреля, в день рождения Гитлера, узбеки стараются не выходить на улицы Петербурга. Пожалуй, это единственная мера предосторожности, которую они соблюдают, чтобы не встретиться с националистами.

Узбеки, живущие в России давно, говорят - в Петербурге чувствуешь себя безопаснее, чем в Москве.

Около 20 % приехавших хотят остаться жить в России, остальные 80 % желают вернуться на родину. Ждут, что в Узбекистане станет лучше.

Для чего нужна автономия

Согласно законодательству, национально-культурная автономия — это объединение граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации. Автономия создается в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

В данный момент, помимо узбекской общины, в Петербурге живут довольно мощные общины таджиков, азербайджанцев, дагестанцев, армян и пр.

share
print