Истории

В «рабочих» районах дети-мигранты учатся лучше русских

В петербургских школах 85 % русских детей, остальные – мигранты: один из результатов масштабного исследования, которое представили на днях в Лаборатории социологии образования и науки НИУ «Высшая школа экономики».

88,5% детей считают себя русскими

Проект был начат в 2007-2008 году пилотными исследованиями, в Санкт-Петербурге в 2009 году опросили 23 школы, опросили 1200 школьников, затем в 2010 – 104 школы, (7300 школьников), проведено 150 интервью с учителями, школьниками и родителями.

Итоги опровергли слухи о том, что наши школы наводнены детьми мигрантов. 88,5% опрошенных детей называют себя русскими, а доли других национальных меньшинств колеблются вокруг одного процента.

Так, детей народов Северного Кавказа в школах Петербурга 0,8%,

народов Средней Азии (казахи, узбеки и др.) - 1%,

азербайджанцев 1,7%. Примерно такие же цифры приходятся на все другие этносы.

Только украинцев, белорусов и молдаван значительно меньше других - 0,3%.

Реальный этнический состав школьников Петербурга (паспортный) оказался немного другим:

Русские – 85 %

Азербайджанцы – 4,6 %

Армяне – 3,1%

Этносы Средней Азии – 1,4 %

Этносы Северного Кавказа – 1,3%

Другие этносы – 4,5%

Не подтвердилось и мнение, что с каждым годом все больше детей мигрантов приходит в начальную школу – на самом деле, цифры практически не меняются.

73 % ребят – это те, кто уже родились в Петербурге, так называемые, мигранты 2 поколения. Как правило, они прилежны, не отличаются по успеваемости, у них низкий уровень школьной антикультуры, они вовлечены в школьную жизнь, ими занимаются родители.

27 % детей приехали в Петербург с родителями. В этой группе есть большая разница между детьми, которые переехали до и после 7 лет.

Первые, как правило, также адаптированы, как и родившиеся в городе, а вот ребята старше 7-ми плохо привыкают к новой жизни, хуже учатся, часто имеют проблемы с русским языком, иногда даже пропускают классы. Старшеклассников часто берут в школы неохотно, часто берут условно – они учатся, но ЕГЭ едут сдавать на родину, чтобы не портить картину по ЕГЭ в школе.

Распределение по школам

Дети мигрантов не равномерно распределены по школам. Обычно они посещают маленькие школы в простых рабочих районах, где учатся не всегда благополучные русские дети. В таких школах мигрантов 11 %. Здесь более доброжелательный подход к ним учителей. У школ обычно накоплен опыт работы с такими детьми. К тому же мигранты в таких школах не только не уступают по учебе русским детям, но часто даже успешнее наших.

В обычных больших школах, гимназиях, лицеях мигрантов 6 %.

Зависимость успеваемости от домашнего языка

Ребята, не говорящие дома по-русски хуже учатся по русскому языку и литературе, но на математику (алгебру, геометрию) это не распространяется. Правда, в гимназиях и лицеях дети учатся немного хуже, чем в обычных школах.

Социальные отношения в классе

Исследование показало, что популярность ребенка у сверстников не связана с этничностью. Изучение порядка 400 классов показало, что у детей нет негативного отношения к мигрантам. Русские дети не имеют никаких предубеждений против мигрантов, готовы с ними общаться, но все же мигранты часто предпочитают дружить «со своими».

share
print