Истории

От Питера до Москвы – за 14 часов

Внештатный корреспондент «МР» автостопом проехался из одной столицы в другую.

Трасса Е-105 (бывшая Е-95). Петербург – Москва.

Встаешь рано утром, выходишь из дома и уже около восьми начинаешь голосовать.

Лучше всего это делать в тех местах, где водитель вынужден снижать скорость.

Обычно это развилка, поворот, бензоколонка, пост ГАИ, как ни странно.

Чем легче тебя заметить, тем лучше.

До Ленинградки добираешься от метро «Купчино». Затем на автобусе – до поворота на Колпино. Рядом с поворотом -  бензоколонка, после выезда с которой тянется широкая полоса обочины. Идеальное место для автостопа.

Учитесь вести разговор

После десяти минут активного махания рукой повезло – останавливается «Фольксваген Гольф». Едет до Тосно, что не так уж и плохо, 60 километров. Словоохотливый водитель, судя по акценту, из Одессы, закидал нас вопросами. Неожиданно спохватился, что ему поворачивать.

Умение вести разговор – навык для автостопщика решающий. Главная причина, по которой водители откликаются на поднятый вверх палец, – дорожная скука или, что чаще встречается, усталость.

Днем шутливая беседа скрашивает однообразие разделительной полосы, а ночной разговор помогает не заснуть за рулем.

Автостоп близкий и далекий

Если впереди населенный пункт, то лучше просить высадить или до него или после. В деревне или городе стопа нет.

Прошу остановить в нескольких километрах от Тосно и тут же пересаживаюсь на «десятку». На переднем сиденьи - двое крепких парней, между собой говорят немного, едут в Новгород «на объект».

Задают самый распространенный вопрос: «А часто вы так путешествуете?» – «Ага». – «И куда приходилось ездить?»
Вопрос справедливый, потому что автостоп и правда бывает разный.

От Питера до Москвы ехать от 10 до 14 часов, в зависимости от пробок. В Вышнем Волочке, где большой железнодорожный переезд, можно застрять на несколько часов, а под Москвой практически всегда пробка.

«Петербург – Москва» считается «близким стопом». Если ехать дальше, то с собой нужно брать палатку, примус и запас еды.

Самый популярный маршрут – до Крыма или до Сочи. Люди едут самые разные: студенты-первокурсники, которым охота вырваться из-под родительской опеки, молодые парочки, считающие, что «дикарями» жить интереснее, еще советские хиппи, у которых привычка добираться автостопом выработалась в молодости.

Мысли дальнобойщика

Впереди - знаменитый поворот на Новгород. Из-за резкого ухудшения дороги все, кто едет на Москву, вынуждены сбавлять скорость. Поэтому и голосовать здесь удобно.

Мне определенно везет – уже через пять минут запрыгиваю в высокую «вольвовскую» кабину. Разговор завязывается быстро, и сразу становится понятно, что «дядя Сережа», как я назвал водителя про себя за его внимательные и мягкие глаза, - человек более чем опытный.

За руль сел в 14 лет, когда стал заниматься мотоспортом, после школы пошел в армию, где два года возил лес на огромных МАЗах. Так и стал дальнобоем. На дороге любого видит насквозь.

Автолюбителей, в основном, ругает, говорит, что в России нужно давать права не через полгода, а через три, как в Европе. О дальнобоях отзывается по-разному.

Молодые, по его мнению, слишком наглые пошли, старших не уважают, советов не слушают, а потом попадают во всякие дурацкие ситуации – то на таможне с грузом проблемы, то заблудятся на сложной трассе в Германии или Польше.

Но больше всего недоволен водителями автовозов - теми, кто везет в Москву легковые автомобили из Европы и Южной Азии.

«Железная кавалерия», как он их называет за скорость и дурость, – машины и груз у них застрахованы, несутся как угорелые, оттого бьются чаще остальных.

Около Твери натыкаемся как раз на такого: тягач на боку, кузов тоже, легковушки, как игрушечные, разбросаны рядом. Новость об аварии тут же разносится по рации. На трассе она вместо телефона.

Дальнобои слушают милицейскую волну, гаишники – дальнобойную. О чем только не говорят! Чаще всего просят «обстановочку на дороге» и сообщают о засадах гаишников, но, в общем, разговор идет и о качестве дороги, которое оставляет желать лучшего, и о ценах на бензин, и о новом президенте.

«Еду, вижу – стоит, почему не взять?»

Тем временем, проехали уже и деревню Крестцы, знаменитую тем, что все жители торгуют самоварами и пирожками, реку Шошу, где высоковольтные столбы стоят на маленьких смешных островках, Тверь.

Уже совсем немного осталось до подмосковного Клина. Там можно сесть на электричку и через два часа оказаться в Москве.

Летом вся дорога от Питера до Москвы занимает 10-12 часов.

Одно можно сказать точно – пока есть в мире хорошее настроение, летающее над дорогой, будет у водителя и ключевая для автостопщика мысль: «Еду, вижу – стоит, почему не взять?»

Советы эксперта:

Юрий Морозенко,
участник «Гильдии мастеров автостопа»:


«Кроме Колпино стартовать можно от метро «Звездная
». Называется это место «Быки» из-за находящегося неподалеку мясокомбината, у входа в который установлены фигуры быков».

Расположен Петербург таким образом, что любой серьезный автостоп, за исключением Архангельска или Петрозаводска, идет через Москву.

Через Москву ездят в Крым, Анапу, на Байкал, на Алтай. В Европу чаще всего выбираются через Финляндию.

Заранее заказывают дешевые авиабилеты (в пределах 50 евро), оформляют шенгенскую визу. Из Финляндии легко попасть в Германию, Голландию, Францию.

Еще популярна Юго-Восточная Азия – визы туда не требуется, и русские путешественники ездят в Таиланд, Лаос, Вьетнам и Малайзию. Самолетом в Бангкок, а оттуда автостопом можно добраться в любое место.


«Автостопные» факты

Самый знаменитый сбор автостопщиков, нечто наподобие Грушинского фестиваля, называется «Встречи на Эльбе» и проходит между Петербургом и Москвой, на Валдайской возвышенности, в деревне Ижицы, три раза в год
Самая старая организация, имеющая отношение к автостопу, «Петербургская лига автостопа», существует с 1978 года. Туда входят, в основном, люди старой закалки, держатся они обособленно, если принимают кого-то нового, то только с условием участия во всех собраниях и соревнованиях.

«Гильдия мастеров автостопа» отделилась от «Лиги» и стала независимой в 1996 году. «Гильдия» демократичнее «Лиги», тут ко всему относятся проще.

Организуют поездки по Ленинградской, Новгородской, Вологодской областям. Это считается «близкий стоп», туда можно доехать за один-два дня.

В 2005 году устраивали и более серьезный выезд – на Северный Кавказ, смотреть полное солнечное затмение.
Нельзя не сказать об Антоне Кротове. Он сделал для популяризации автостопа столько, сколько Королев для покорения космоса.

«Академия вольных путешествий», которую он возглавляет, первой в СССР организовывала нетуристические поездки на Ближний Восток, в Индию и Африку.

В 1995 году Антон Кротов написал книгу «Практика вольных путешествий», где описал, с какими сложностями можно столкнуться на дороге и как их избежать.
share
print