Истории

Горизонт завален

Зачем объявлять войну фотоаппаратам?

Я всегда хотел посмотреть на оригинал Моны Лизы. Осуществить мечту мне помешали фотографирующие туристы. Они сгрудились вокруг картины и все, будто сговорившись, щелкали вспышками. Не было никакой возможности подойти ближе. Я стал смотреть издалека, но из-за близорукости увидел вместо Моны Лизы лишь высокохудожественное пятно.

Потом был Бремен. Там есть памятник бременским музыкантам – говорят, если потереть его, придет удача. Ха! Так мне и дали его потереть. Вокруг уже стояла толпа туристов, и все они фотографировали себя, детей, родственников и знакомых на фоне памятника. Меня попросили отойти и не портить памятные кадры…

Да, что Бремен! Невский проспект, два дня назад. Люди с фотоаппаратами шипят, если ты заслоняешь им вид: просят подвинуться, отойти, не мешаться, постоять минутку на месте. Они тормозят движение. Они оккупировали абсолютно все городские достопримечательности. Они даже есть в моем дворе - снимают питерские «колодцы». И мы с женой стоим как дураки, и нам очень хочется в туалет, но домой войти мы не можем. Нас попросили не влезать в кадр.

Что движет людьми с фотоаппаратами? Во-первых, это маниакальное желание фиксировать реальность - для отчета перед собственной памятью ("а вот это я на фоне Нотр-Дам", "а вот это гусеница из нашего сада, в июне 2010 года"). А во-вторых, фотоаппарат - это такая простейшая претензия на искусство. Человек, всего лишь нажав на кнопку, получает ощущение, что он делает что-то из области эстетического (в итоге - миллион одинаковых снимков). И не надо обладать фундаментальными знаниями (как в живописи или в скульптуре), не надо напрягать мозги (как в литературе). Просто нажимаешь на кнопку и уже - в собственных глазах - превращаешься в Художника.

Фотографы не замечают, что вокруг медленно зреет сопротивление. Лучше всего эту идею выразил один из моих виртуальных друзей «В контакте». «Я объявляю войну фотоаппарату, - объявил он. – Я отказываюсь разглядывать мир через объектив, пока настоящая жизнь проходит мимо. Я больше не беру его с собой на отдых. Я больше не снимаю достопримечательности. Если мне потребуется показать места, где я был – я найду в интернете фотографии профессионалов».

«Вот оно!», - подумал я и подписал в комментариях к записи: «Плюс один». Это означает, что я полностью разделяю мысль и присоединяюсь к мнению автора. Буквально через несколько суток таких «плюс одинов» как мой набралось за сотню, и мы поняли, что мы – партизаны нового времени. Герилья. Мы сказали «нет» фотоаппарату и отказались признать его власть над собой.

Пока наш анти-фотографический кодекс еще не утвержден до конца. Но мы стараемся быть адекватными и даже ввели в него поблажку. Разрешили делать по одному снимку себя на фоне достопримечательностей – для истории и чтобы хвастаться перед знакомыми.

Мы поняли, что не одиноки. Сопротивление фотоаппарату растет. Я натыкаюсь на него в интернете, в разговорах знакомых, в случайно услышанных на улице фразах. Иногда эта борьба приобретает странные формы. Например, некоторые люди корчат рожи или стремительно обнажаются, если видят рядом вспышки фотокамеры. Тогда на снимке вместе с городской достопримечательностью может неожиданно проявиться локальная - фаллос неизвестного мужчины или какой-нибудь другой сюрприз на заднем плане.

Какова цель всего этого партизанства? Определенной цели нет. Но когда понимаешь, что проводишь половину своего отпуска в поисках удачного кадра, когда видишь миллион и один одинаковый снимок в блогах, когда вокруг беспрестанно щелкают «кэноны» и «никоны», то чувствуешь, что фотография – это то, что тебя сильно достало.

share
print