Истории

О чем говорят детские выкрутасы?

Никто не знает, во что выльется та или иная причуда в поведении ребенка. "Бзики", странности и чудачества - возможно, начало великого пути.

Квентин Тарантино был ужасным ребенком. С 8 лет он слыл отъявленным прогульщиком. Учителя знали – если в городе кинопремьера, Квентин сбежит в кино. Мама плакала и ругалась. В 16 лет он заявил ей, что бросает школу и идет на работу в видеоархив.

Сегодня «хулиган Квентин» обладатель «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Канн.

Да что там Квентин – моя подруга Даша все детство воевала с родителями за право ложиться позже передачи «Спокойной ночи, малыши!». Чем ей только не угрожали, в ход шел ремень… Сегодня она работает программистом в русско-канадской фирме, и все вопросы решает с канадцами после 1 часа ночи.

А другая знакомая в 6 лет игнорировала кукол и брала с собой в кровать большую пластмассовую лошадь. Все над ней смеялись – лошадь-то огромная. Сегодня девушка – инструктор конного спорта в Парголово.

«Никто не знает, во что выльется та или иная причуда в поведении ребенка, - говорит Елена Михайлова, психолог. - Может быть, мать уже вне себя от привычки сына складывать носочки елочками, а для него это особый ритуал. Эти «бзики» могут идти от внутреннего мира ребенка, заложенных природой свойств. Нам нужно к ним прислушиваться, и попросту уважать, даже если мы не понимаем, что они значат. Всегда полезно себя спросить, а если бы это же делал мой ровесник, стал бы я запрещать и возмущаться? Но взрослые часто вмешиваются во внутренний мир детей, только потому, что им это как бы позволено. Это может привести к серьезным проблемам в профессиональной и личной сфере». Уважайте детские чудачества!»

Конечно, причуды детей могут быть и капризами, и баловством, и если они вредят кому-то – стоит приучать ребенка к уважению к другим. Иначе мы растим эгоцентрика, живущего по принципу «весь мир для меня».

«МР» собрал несколько детских «бзиков» и показал психологам: Ольге Ениной, психоаналитику Национальной Федерации Психоанализа в области детской и подростковой психотерапии и Елене Михайловой.

1. «У меня очень дотошная дочка, ей все нужно знать точно. На прошлой неделе выясняли, во сколько точно меня мама родила. Было подсчитано, что в 25 лет, 1 месяц и 3 дня.

Ольга: «Скорей всего, девочку волнуют более глубокие вопросы: «Как рождаются дети?», «Что за изменения происходят в девочке-девушке-женщине?». Это нормальный исследовательский интерес для девочки.

Елена: «Пристальное внимание именно к цифрам может говорить, что перед нами логик. То есть тот, у кого логика - ведущий канал обработки поступающей информации».

2. «Мой «Моцарт» обожает утром, ещё в темноте, не надев даже трусов, в одной майке наигрывать нон-стопом последнее выученное произведение. И физически не может делать уроки, в особенности математику, не напевая какую-нибудь мелодию. При этом, гремит Бетховен с диска, или Кармен-сюита, у соседей вянут уши».

Ольга: «Творческий ребенок. В будущем явно не математик, чувственный и открытый в выражении своих чувств и эмоций». C таким ребенком не приемлемо давление, сильные ограничения. Может дать возможность выразить себя, например, театральный кружок.

Елена: «Перед нами явно правополушарный ребенок, явно не логик, а творец. Явно с сильно развитым аудиоканалом восприятия. Однако, любого творца, нужно и важно научить эмпатии, дабы его эгоцентризм не превратился в «я - талант, пусть остальные терпят». Надо объяснить маленькому человеку, что люди разные, ведь кто-то из них может любить, например, пилить по утрам дрова бензопилой... Понравиться ли "Моцарту" такое музыкальное сопровождение?!

3. «Моя начинает одеваться всегда с правой руки или ноги. Я уже и не спорю. Еще она любит на улице идти за человеком, шагая ему в такт. Выглядит смешно - какой-нибудь крупный мужчина идет и за ним маленькая копия».

Ольга: «Ребенок выбрал такой способ справляться с внутренним волнением. Ритуалы помогают девочке успокоиться. В будущем возможно у нее будет стремление к некой правильности во всем. Это хорошо в профессиях, где нужна точность и четкость в выполнении операций. Но вообще в психологической защите мало плюсов. С возрастом реальность будет все больше предлагать всего не прогнозируемого и количество ритуалов может расти. Ну и это может дать склонность к волнениям, например, на экзаменах».

Елена: «Я бы обратила внимание на уровень тревожности ребенка. Может быть стоит сделать с психологом пару рисуночных тестов, выяснить, как она ведет себя по отношению к темноте, одиночеству . Если здесь все в порядке, скорее всего девочка так выражает свою склонность к подражанию и ритуалам. Подражание может найти свое полезное выражение в занятиях в театральном кружке, любым видом сценической деятельности (художественная гимнастика, балет).

4. «Сын везде и всюду рисует кошек! Кормит всех бездомных кошек, носит полные карманы корма».

Ольга: «Кошка – женский символ. Скорее всего, ребенку не хватает эмоционального общения, и он пытается компенсировать его уходом за кошками. Такие дети часто становятся ветеринарами, врачами, помогают в розыске бездомных животных».

Елена: «Ребенку не хватает тактильного контакта, который в избытке дают животные, а особенно кошки. Гладьте и ласкайте его чаще. Выкиньте из головы фразы типа: «Это не мужское воспитание», «Мальчика вредно ласкать». Для вашего ребенка важны тактильные ощущения, он отзывчивый и немного сентиментальный. Кроме того, кошка еще и символ свободолюбия... Может быть у мальчика мало свободы?»

5. «Моему младшему сыну нужно, чтобы с одежды обязательно были срезаны все бирки и «мулечки»».

Ольга: «Чувствительный ребенок, имеющий повышенную склонность к тактильным контактам.. Желательно больше учитывать мнение ребенка, больше ласково гладить его. Но, возможно, сыну мешает что-то в жизни, и лучше разобраться, что это».

Елена: «Его действительно «мучает», царапает эта бирка, которую вы даже не заметите. Для него важны тактильные контакты, и чем больше вы их ему дадите, тем счастливее и спокойнее он будет.

6. «Моя дочь в сети Вконтакте создала группу поклонников «Винкс», они рисуют, смотрят уроки фотошопа, создают шаблоны кукол, рисуют и придумывают одежду, конкурсы объявляют. Со стороны серьезная работа!»

Ольга: «Интерес девочки направлен в социальную жизнь, для нее очень важно общение. В будущем это хороший специалист, сильной стороной которого будет умение общаться с людьми».

Елена: «У девочки развита творческая составляющая, в будущем она будет успешна, как вебдизайнер, модельер , также у нее дар менеджера, она умеет организовывать и привлекать людей - это очень востребованный талант. Кроме того, у ребенка уже есть сформированные интересы и трудоспособность. Главное не задавить все это!».

7. «Сын с детства любит махать ручкой, карандашом, какой-нибудь палочкой, когда задумывается или учит уроки. Говорит, что когда это делает, то легче думается и представляется все ярче».

Ольга: «В раннем детстве такую функцию выполняет укачивание. Вероятно, для мальчика это замена укачиванию. Ребенок сам себя стабилизирует и не зависит в этом плане от других людей. Это очень важное качество, которое необходимо управленцу».

Елена: «Скорее всего, перед нами кинестетик - человек которого успокаивают движения, они ему необходимы. Соответственно, показан спорт, активные виды отдыха. Не стоит беспокоиться о его "странностях" - стоит делать двигательные паузы в обучении, при утомляемости или плохом запоминании. Доверьтесь его природе – главное, что бы предметы для махания не были острыми».

share
print