Истории

На студии «Ленфильм» озвучивают многосерийный фильм «Петр I»

На студии «Ленфильм» идет озвучивание многосерийного фильма «Петр I», который мы увидим на майских праздниках. «МР» пробрался в цех звукового оформления, чтобы выяснить, как озвучивают кино.

У каждого в детстве был такой волшебный сарай (чердак, гараж…), полный вожделенного барахла. «Ой, что это за стеклянная баночка…» - беру тусклую медицинскую склянку с чуть сколотой крышкой. «Осторожно, это же крик испуганной птицы!» - говорит Сергей Фигнер, главный звукооформитель киностудии, проворачивая крышку по горлышку. «Ой…» - закрываю уши от истошного вопля. «Это я среди мусора нашел!» - довольный, пояснил Сергей.

«А это что за стиральная доска?» - показываю на нечто похожее, только с более крупными зубьями. Сергей проводит пару раз по зубьям, и слышится стройный марш солдат.

«Ну а грязные тряпки-то вам зачем?» - брезгливо беру в руки какую-то бяку из ткани. «Вы что, это же шебурша!» - с почтением произносит Фигнер. «Ну или шеборша.. Или шебарша… Мы не записываем».

Шебуршой озвучивают шуршание одежды у актеров. Шебурша – это святое, встреча на всю жизнь. Каждый звукооформитель на «Ленфильме» помнит страшную историю про шебуршу оформителя Соколовского. «У него 25 лет была одна шебурша. И вот мы этой тряпочке решили устроить юбилей. И по этому случаю Соколовский ее … постирал! Первый раз в жизни. Все, перестала работать!».

В цехе звукооформления озвучивают только «неживые» шумы, хотя иногда приходится имитировать голоса животных. Сергей, например, хорошо чавкает и глодает кости за собак. Но однажды оформителю Юрию Соколову был нужен крик оленя марала. Поехали специально в экспедицию в горы, чтобы найти марала и записать. Нашли егеря, а тот говорит: «Не надо никуда идти, я и сам умею как марал!». Ну и покричал в микрофон.

Приехали в город и решили уточнить, так ли кричит марал, у профессора-зоолога. Профессор подтвердил, но удивился: «Вообще-то маралы весной не кричат, только осенью!». Тайну «крика» не выдали. А потом наткнулись на статью профессора о маралах, с фразой «Маралы кричат осенью. Но иногда и весной».

Во время беседы с корреспондентом шло озвучивание сцены, где любовнику Екатерины Монсу, заточенному в темницу, демонстрируют орудия пыток. Сергей шебуршал за «передник» палача, падал за Монса в обморок, точил ножи и шагал за целый наряд царской охраны.

«У Фигнера есть свои секреты, которые он вам никогда не выдаст. Например, «стук трости по заледеневшему снегу». Ни за что не догадаетесь!» - комментирует Сергей Мошков, звукорежиссер фильма.

«Бывает, что и не могу что-то озвучить, – признается Фигнер. - Например, забегает как-то режиссер Алексей Герман: «Сделай мне звук облаков, летящих на другой планете. Думал-думал, и отправил в отдел спецэффектов» - говорит Сергей.

Что есть что

Детский плач, хныканье, гуленье. «Много есть в записях, но иногда нужно реально довести ребенка до слез, никуда не деться. И записываем в чистую, потом что потом так же заплакать уже не заставишь».

Табун лошадей. «Берутся полые половинки кокосов или папье-маше, бьют ими по коленям в нужном ритме». Драки, удары по телу. «Покупаем 3 килограмма говядины и бьем по мясу кулаком. Потом получаем отличные отбивные и жарим с лучком».

Дождь. «Просто барабанишь пальцами, если надо – по листу железа, по зонтику».

Морской прибой. «Есть специальный открытый прямоугольный короб с мелкой дробью, чуть наклоняешь и получается прибой».

Обрушения, крушения. «Большой барабан с камнями, его вращают, камни переваливаются». Но часто сложные звуки записывают послойно – сначала камни, потом скрежет, удары, все это накладывается одно на другое.

Хруст снега под валенками. «В руках сжимают-расжимают мешочек с крахмалом».

Шаги по опавшей листве. «Отлично заменяют шаги по старой магнитной пленке».

Отрубание головы, пытки с ломкой костей. «На «Тарасе Бульбе» озвучивали сцену пыток. Купили несколько отменных свиных ребер и ломали. Так же очень хорошо имитирует хруст костей стебли сельдерея. Ну и капуста белокочанная подойдет при умелом обращении».

Поцелуи – звукооформитель страстно и звучно расцеловывает свою ладонь.

Сексуальные сцены. «Если нужны звуки соприкосновения влажных тел, намачиваются кисти рук и в такт любовным играм ими бьют друг о друга, поглаживают и так далее»

Что-то разбивается о голову деревянное – ломается кусок фанеры.

Свист пуль. Берется холщовая подушка, по ней как спичкой «чиркают» небольшим предметом.

Роды. «Стоны изображает актриса, но иногда нужны дополнительные звуки, передающие липкость и слизь. Покупается бутылка подсолнечного масла и «булькается»». Угрожающая, опасная атмосфера, нарастание угрозы – тонкие листы железа болтают.

Передергивание затвора автомата – двигают затвор старого замка.

Звук раскрывающего зонтика в исторических фильмах. «Увидел на барахолке (вообще часто ползаю по помойкам и барахолкам), лежит такой зонтик с деревянным стержнем, который как раз издает нужный звук. Оказалось, он не продается, это зонтик продавца. Выпросил у него за 30 рублей».

Справка

Сергей Фигнер - с 7 лет на «Ленфильме», 27 лет официального стажа, сын звукооформителя Эдгара Фигнера. Сергея считают сегодня лучшим звукооформителем в стране. Он озвучивал картины «Предстояние», «Цитадель», «Тарас Бульба», «Трудно быть богом», «Дон Сезар де Базан» и многие другие.

Почему нельзя записывать фильм сразу со всеми звуками?

"Не все в жизни имеет такой выраженный звук, но для создания картины они нужны. В драке же не бьют по лицам по-настоящему. Например, в картине «Дон Сезар де Базан» Михаил Боярский в драке разбивает о головы глиняные горшки. На съемках это были горшки из сырой глины, естественно, нужно было их озвучивать уже настоящими горшками.

Если идут съемки многосерийного фильма, актеры зачастую не знают текста, им подсказывают, вплоть до того, что делать. В обычной картине часто режиссер меняет текст, и озвучивать приходится уже новыми словами.

Как проводится озвучивание русскими актерами зарубежных фильмов?

"Все иностранные фильмы приходят к нам в двух экземплярах – с речью на иностранном языке и без речи, только с «неживыми» шумами. Наши актеры накладывают речь на такую запись".

share
print