Истории

Поколение «Старбакс»

Почему сетевые закусочные манят и волнуют, а небольшие кафе обречены на смерть

Рядом с моим домом, в центре города, работало кафе. Уютное, с креслицами, подушечками и деревянной стойкой. Пару месяцев назад оно закрылось из-за того, что посетители почему-то обходили его стороной.

Место выкупили другие люди и сделали в нем другое кафе. Теперь оно сверкает хромом и хай-теком, и видно, что в него вложили много денег и много мозгов. Проблема осталась только одна. В кафе по-прежнему никто не хочет заходить.

«Я не понимаю, в чем причина, - жалуется владелец. – Наш кофе объективно лучше, а место уютнее. Однако вместо этого все идут в безликую «сетевую» закусочную по соседству».

И это действительно так. На соседней улице кофейня с сетевым именем имеет ежедневный аншлаг. Там собирают выручку, которая даже не снилась владельцам мелких кафешек, и не дуют в ус. Аналогично процветают и другие «сетевые» заведения, а уж что творилось в иные дни в московских «Старбаксах» - это ж, мама дорогая! – очередь за кофе могла стоять и на улице.

В западных странах сегодня вовсю развивается т.н. принцип «local» (т.е. локальный, местный). Его суть в том, что граждане стараются поддержать своего производителя – будь это небольшое кафе за углом или производство козьего молока на дому. Граждане берут за правило раз или два в неделю заходить сюда и что-нибудь покупать – даже если это «что-нибудь» стоит дороже, чем у «сетевиков».

Мотивация этих действий объясняется просто. Заход к «местным» – это нежелание отдавать свои деньги хищным корпорациям, стремящимся везде налепить свои лейблы. Местное производство – штучное, оно оригинально, а плоды его труда сделаны с любовью, рассуждают западные граждане. А еще местному производству нужна поддержка. По той же причине они покупают одежду молодых, неизвестных дизайнеров и ходят на кино неизвестных режиссеров. В конечном итоге все это сопротивление тому, что называется глобализация. Или – в более узком смысле – желание сохранить индивидуальность и не быть одинаковыми.

В России все с точностью до наоборот. Причина, заставляющая нас обходить стороной маленькие кафе в угоду сетевым, в том, что у нас нет иммунитета против брендов, объясняют маркетологи. Все это – блестящие вывески, агрессивная реклама, продакт-плейсмент, контексты модных журналов и блогов – слишком ново для нас. Этот условный «Старбакс» - все еще атрибут сладкой жизни, к которой очень хочется приобщиться. А потому мы отдаем свои деньги корпорациям с радостью - не имея против них специального внутреннего фильтра.

Он появится, этот фильтр, убеждены специалисты. Но для этого должно пройти два, три, а то и все четыре десятка лет. Нужно в буквальном смысле наесться брендами до отвала и устать от них. И тогда вдруг выяснится, что в соседнем доме работает неплохое кафе. У него нет громкого имени, но зато там варят хороший кофе, а персонал запоминает ваше имя и ваши привычки. Хотя, далеко не факт, что «неплохое кафе» дотянет до этих прекрасных времен…

share
print