Истории

Римма Казакова: «Поэзия не терпит наблюдателей, она знает только любящих и любимых...»

Интервью, взятое корреспондентом «МР» у поэтессы три года назад, теперь воспринимается по-иному.

Умерла поэтесса Римма Казакова.

Удивительно светлый, интеллигентный человек, и, одновременно, сильная волевая женщина.

Мудрая собеседница и озорная авантюристка, которая смело писала жизнь с чистого листа, влюблялась без оглядки и дарила людям удивительные стихи и песни.

Корреспонденту «МР» довелось пообщаться с поэтессой три года назад в Красноярске. Ее спокойная манера держаться скрывала недюжинный темперамент, который проявлялся, когда она начинала говорить или читать стихи.

В ту пору ей было 74 года, но выглядела она моложе лет на 20. Она говорила откровенно обо всем – о поэзии, музыке, жизни и любви.

Шутила с живым азартом, показывая глубину понимания человеческой природы и светлую доброту пожившего человека, который тонко чувствует всю преходящесть суеты сует.

Сегодня, когда Риммы Казаковой уже нет, каждое ее слово обретает другой вес и другое звучание. Ее мысли о жизни, времени и о себе имеют особую ценность. Многие из них воспринимаются, как своеобразный посыл другим поколениям. Как надо жить и как не надо.

О МУЗЫКЕ И ОБЩЕСТВЕ

«Когда в моей жизни появился Игорь Крутой, я поняла, что стихи – это одно, а песни – новый жанр. Я долго проходила «свои университеты».

Помню, он привел ко мне совершенно невзрачненького парнишку и сказал: «Вот, Римма, из него мы будем делать советскую звезду». Парнишку хотелось погладить по головке и накормить щами.

Но он не страдал комплексами. Подошел к зеркалу, провел по волосам: «Сейчас, пока я молод и красив, – самое время, а дальше будет видно….» Это был Александр Серов.

Мы написали ему несколько песен. Нагрянула слава. Даже не думали, что песня «Мадонна» станет такой популярной. Потом мы создали хиты «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Поздняя женщина»…

Был забавный случай. Как-то с женщинами из общества инвалидов зашли кафе. Слышу: «О! Мою «Мадонну» поют». Они: «Как вашу?» Я пояснила, что слова, дескать, мои.

Женщины на радостях пошли к музыкантам сообщить, что в зале находится автор хита. Но вернулись грустные. Музыканты отшили: «Какой еще автор?! «Мадонну» Пушкин написал!»

Тогда я поняла важную вещь: какая разница, чье авторство, главное - песню знают, поют. Если песня становится частью жизни других людей, это и есть то, к чему следует стремиться.

Песни на мои стихи поет и Александр Малинин. Отлично поет, пронзительно. Но творчество - такое дело, что все гладко не бывает.

Мы с Лукьяновым написали песню, предложили ее Киркорову. Он поначалу обрадовался: «Все, беру! Это – хит!» Потом смотрим - что-то не то. Тянет резину: надо подумать, то да се… Мы стали размышлять: что это с ним?

Истина лежала на поверхности. В то время он как раз собирался жениться на Алее Пугачевой. Песня – всем хороша, шуточная, веселая, трогательная. Но называлась «Дурочка».

Да и слова там были соответствующие: «...Она умеет быть красивою, и лишь оправа ей нужна, но в голове нету извилин, поскольку дурочка она…» Видать, Киркоров испугался прогневать примадонну. Мало ли, вдруг подумает, что песня с намеком…»

Современную попсу ругают справедливо, считала Римма Казакова: «Музыканты экономят, тексты сочиняют сами. Поэтам платить – лишняя головная боль.

Вот и появляются хиты типа «Я беременна, но это временно….», «Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже…», «Я буду вместо, вместо, вместо нее. Твоя невеста, честно, честная Ё…» Только вслушайтесь! Какое Ё?

Или взять знаменитую «Джагу-джагу» Кати Лель... А как-то была на концерте Аниты Цой. Мне она вообще-то нравится – симпатичная женщина, прекрасный голос, даже похудела. Но когда поет: «Эт – эт - эт – это любовь!» - хочется смеяться. Думаю, каждый должен заниматься своим делом».

О ДОЛГЕ

«Как-то на творческой встрече я читала гражданские стихи. После концерта женщина очень деликатно попросила подойти к группе подруг. Я увидела очень грустных женщин, у каждой в руках были портретики сыновей.

И я поняла, что это - солдатские матери. И сказала: «Мамы, простите, что мой сын жив, а ваши – нет». Слова шли от сердца, вырвались сами. Мы вместе помолчали, поплакали. Стали говорить.

Мой сын пошел в армию, когда была афганская война. Не скрою, было желание его «отмазать». Но я понимала, что у меня есть еще и общественный долг. Сказала сыну: «Ты мужик - значит, должен служить!»

Тогда я еще думала, что эту войну Советский союз затеял из благих намерений. А потом поняла, что сын может погибнуть. Как ждала его, знаю только я… Вернулся живым. Вывели войска, думала – все. Но началась чеченская война…

Я по своей сути - советский человек. Хотя я - за новую Россию. Хочу, чтобы все лучшие надежды сбылись. Самое главное, оно же и трудное, - это уметь сказать себе правду.

В свое время писателей очень жаловал Ельцин. Приглашал на обеды, ужины. Все советовался, как сделать жизнь лучше. Однажды на такой неформальной встрече я решила держать речь. Но вышел курьез.

Дали слово, я растерялась. И автоматически начала читать стихи. Читаю и понимаю: это же любовные, сексуальные стихи! Там – рефреном – вопрос: «А что ты будешь делать ночью?!..» Но не подала виду, дочитала до конца.

Рядом жена его сидела, в лице изменилась… Пришлось сказать в заключении: «Делайте ночью, что угодно, дорогой президент. Но днем боритесь за наше общее дело». Мне аплодировали стоя…»

О ЛЮБВИ И ТВОРЧЕСТВЕ

В перестройку были в моде мероприятия под знаменем борьбы за мир. Когда взорвался Чернобыльский реактор, русские, украинские и белорусские писатели отправились по маршруту «Киев – Одесса». Стояла задача подбодрить народ.

Плыли на теплоходе. Останавливались в маленьких городках. Как-то решили выступить перед командой. И мой взгляд остановился на одном члене экипажа.

Рыжий, волосатый, просто какой-то урод. У него волосы торчали даже из под воротничка, росли на пальцах. А я ошалела: золотые волосы! Обычная женщина бы его не выделила. Но я же поэтесса!...

Как начинается чувство влюбленности, восхищение – никто разложить по полочкам не может. Я никому не говорила об этом. Боялась расплескать переполнявшие меня чувства. Просто выходила на палубу, старалась его увидеть. Но разговоров избегала - боялась: а вдруг он дурак?

Вернулась в Москву, посвятила ему стихи. Опубликовала. Литераторы подумали: был бурный роман. На самом деле не было ничего, только голые эмоции. Я все думала: вот прочитает, приедет. Как - тогда? А потом поняла: мой герой к литературе равнодушен, и вряд ли что-то читает…

Чувство прекрасного либо есть в человеке, либо природой не заложено. Никогда не забуду, как в одну из поездок я сидела на берегу, сочиняла стихи.

Удмуртская девочка с глазами-бусинками спросила: «Что ты делаешь?» Я говорю: пишу стихи. И прочла ей несколько. Она убежала. Возвращается, протягивает кулачок: это тебе! Потом раскрыла ладонь и выпустила разноцветных бабочек: «А это – мои стихи!» В этой девочке есть подлинное чувство прекрасного…

Я не разделяю литераторов по половому признаку. Ведь общение между творческими людьми происходит на особом, духовном пространстве. Но литература, а в особенности поэзия, не терпит наблюдателей. Она знает только любящих и любимых.

Справка «МР»

Римма Казакова родилась в Севастополе в 1932 г. Закончила ленинградский истфак.

В Союз Писателей вступила в 1959 г. В 1964 г. закончила высшие литкурсы при литинституте им. Горького.

Жила на Дальнем Востоке, работала в Хабаровске. Первый сборник стихов «Встретимся на востоке» стал вехой на ее творческом пути.

В 60-х переехала в Москву. Прославилась как автор гражданской и любовной лирики. Выпустила 20 поэтических сборников.

Стихи Казаковой изданы в Испании, Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Грузии, Таджикистане, Казахстане, Европе и Америке.

Занимала должность секретаря Союза писателей Москвы. Автор многих популярных песен. Музыку к ее стихам создавали известные композиторы Крутой, Пахмутова, Савченко, Квинт.

share
print